Образовательная волна
Блоги
Иконка
Интервью с учителемИнтервью с Лядовой Еленой Владимировной, учителем русского языка и литературы+17

На наши вопросы отвечала Лядова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы СОШ №22 с углубленным изучением иностранных языков

 

   –Почему Вы выбрали профессию учителя?

   –Стать учителем – было мечтой с детства. Это было внутреннее желание.

   В детстве играла только в учителя: заводились журналы, выставлялись оценки, 

   проводились уроки с игрушками, все стены были исписаны числом

   с «классной работой». В садике была мечта-стать воспитателем,

   в младших классах – учителем начальной школы. А вот потом я уже выбирала,

   каким учителем стать, но лишь бы учителем. Когда я смотрела на людей,

   которые стояли перед классом, они мне казались такими умными,

   такими образованными. Хотелось стать такой же.

   –Был ли кто-то в детстве/юности для Вас авторитетом?

    Кто бы мог повлиять на выбор профессии?

   –У меня в школе было два учителя, которые были для меня идеалом.

  Это мой классный руководитель (учитель по математике) – Татьяна Борисовна,

   и Наталья Рафиковна (учитель по русскому языку и литературе).

   –Основные учителя…

Да, они, причем, были разными. Татьяна Борисовна очень хорошо умела объяснять, была достаточно строга, любила общаться с ребятами в деловом стиле. А Наталья Рафиковна была другого стиля общения учителем. Она ходила с нами в походы, с ней делились задушевными проблемами. Т.е. разные абсолютно люди. Мне нравились качества и той, и другой.

–А Вы сейчас на кого больше похожи по стилю общения с учениками?

Мне кажется, больше на Татьяну Борисовну похожа. Я учитель, который держит некоторую дистанцию с учениками. Хотя у меня хорошие отношения с ребятами. Но дистанция чувствуется. Есть учителя, вокруг которых дети кружат, будут рассказывать им все, они могут обняться. Это задушевные отношения. А у меня, скорее всего, складываются отношения взаимного уважения. Деловые отношения – это мне ближе.

–Каков был Ваш любимый предмет, когда Вы сами находились на школьной скамье?

Безусловно, литература! Читала много. До сих пор помню момент, когда был момент, когда переходили на новую программу. Все по одной программе учились, а я, одна из класса, выбрала литературу. Мне нужно было сдавать этот предмет, чтобы поступить потом. И мне Наталья Рафиковна, учитель литературы, дала огромный список того, что еще нужно прочитать. С удовольствием все читала. Половины не понимала, например я «Фауста» Гете прочитала, естественно, ничего там не поняла, но прочитала. Мне нравилось читать классику.

–Кто у Вас любимый писатель?

Достоевский.

–Интересно. В связи с Вашими словами о Гете и Достоевском возникла мысль, что школьнику полезно читать, например, Достоевского, но реально понять того же Достоевского можно, наверное, только после тридцати лет, перечитывая.

Не только Достоевского.

–Можно попытаться с помощью специального анализа разобрать произведение, понять какие-то нюансы. Но вот «душой» в полной мере прочесть можно только после достижения определенного возраста и жизненного опыта.

Да, поэтому сейчас очень много говорят о литературе. Обязательной она должна быть или необязательной. На мой взгляд, литература, которую мы преподаем в школе, она не может быть обязательной. Это может быть странно прозвучит из уст учителя литературы. Многие ребята в этом возрасте не в состоянии понять. Для них чтение великой классики превращается в мучение. И это может вызвать отвращение к этому чтению, к которому они больше никогда и не вернутся. Возможно, программу обязательной литературы стоит пересмотреть: и репертуар читаемых произведений, и объем (большие произведения читать не полностью, а какие-то моменты, например в случае с произведением «Война и мир» Л. Толстого). Сложно многое понять, и оно порой настолько далеко от них. Подход должен измениться, необходимо привлекать к чтению. Важно пытаться понять, что интересно школьникам. Какие параллели с сегодняшним днем можно провести? Я очень люблю уроки, когда у нас получается осуществить выход на современность. Буквально сегодня говорили в десятом классе о Чехове: современен ли Чехов, современны ли проблемы, которые он поднимает. А когда кому-то из ребят удается сформулировать ответы глубоко и интересно, а остальные сидят и слушают, удивляясь, что они этого не увидели, то они, безусловно, учатся видеть актуальность. Они может быть не всё еще осознали, но уже понимают, что к чтению Чехова можно будет вернуться потом…в какой-то момент жизни.

–Какие из Ваших профессиональных достижений кажутся Вам самыми важными (значимыми)?

Смотря, что считать профессиональными достижениями. С одной стороны, в этом году я победитель городского конкурса «Учитель года», победитель номинации краевого конкурса «Учитель года». Вот кажется, какие достижения. С другой стороны, у меня девятый класс ГИА нынче сдает. Какие-то уроки отменились в связи с моим участием в этих конкурсах. И вот что более значимо будет: победа в конкурсах или то, как дети у меня экзамен сдадут? Достижения на уровне каждого дня. Нелегкий, кропотливый труд. Достижением может быть то, что «сегодня на уроке Вася сказал связано и умно три предложения» или достижением может быть победа в конкурсе. Мне больше нравятся достижения, когда я вижу прогресс у моих учеников. И кто-то через два года пришел и сказал с гордостью: «Елена Владимировна, я прочитал тут «Анну Каренину» Толстого!». Вот это достижение!

–А Вы пробовали сами писать?

Нет. Никогда не писала. У меня есть много подруг, которые пробовали писать, а у меня не получается в рифму сложить слова, чтобы появилось хотя бы четверостишье.

–Ну, это необязательно, к тому же не входит в компетенции учителя.

Да. Даже наоборот может помешать. Наверное, писатель не сможет быть учителем литературы. У меня был один ученик, он очень много читал, очень был умен и говорил: «Ну, не могу я раскладывать на кусочки произведение и отвечать на Ваши вопросы. Мне и так все понятно. Мне понравилось! Ну, не могу я Вам объяснить свои чувства, и почему здесь была использована такая деталь художественная! Но мне было интересно!». Этот мальчик пишет и у него есть свои произведения.

–Можно сравнить с препарированием лягушки. Нравится лягушка и не хочется ее препарировать!

Да!

–Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства?

У меня рецепт один – это работать честно. Прямо скажу, что мне от природы не дано каких-то талантов. Есть люди, которые могут прийти на урок и легко его провести. Я другой человек. Мне нужно долго и кропотливо трудиться. Я знаю, что у меня получится тогда, когда я потрачу определенное количество своего труда и времени, тогда будет результат.

–Какие профессиональные цели Вы ставите для себя на сегодняшний день?

В образовании сейчас происходят интересные процессы. Все очень меняется, много отличий от той системы, в которой учились мы в своё время. Педагогу сегодня непросто перестроиться. Формируется другая парадигма. Раньше знания были во главе – «я знаю, и я успешен», а сейчас «я умею эти знания применить в жизненной ситуации». Сейчас возникает очень много современных технологий. Но необходимо, чтобы что-то менялось в сознании, в менталитете. Можно много прочитать про эти технологии, постараться их применять, но важно, чтобы сформировался новый взгляд на детей, на образовательный процесс. Сейчас изменились дети. Они не будут учить, если не поймут, «зачем это надо». Моя цель – изменить что-то в своем сознании, стать более современным учителем. Во всяком случае, это интересно. А еще важный вопрос, как отказаться от ведущей роли на уроке? Сейчас учитель-это не истина последней инстанции, ты не царь и Бог, и ты не «перед» классом стоишь. Ты организуешь деятельность самих учащихся по поиску информации, по созданию какого-то продукта и т.д. А  в учителях «сидят» прежние установки – «я–мессия». Важно выдержать баланс отказаться от этой прежней роли, но и не пустить все совсем на самотек. Не дети к тебе будут двигаться, а тебе придется двигаться к ним.

–Какой вы бы хотели видеть «школу завтрашнего дня»?

Для ученика школа должна давать большие возможности. У ребят должна быть возможность проявиться не только во время уроков, но во внеурочной деятельности. Желательны разнообразные виды работы. Ученик пришел в школу, поучаствовал в уроке, пошел в химическую лабораторию - провел опыты, пошел в библиотеку – нашел в Интернете нужную информацию. Ресурсы должны быть разнообразные у школы. У ученика должен быть выбор, возможность попробовать. Школа должна быть неким центром, который координирует предоставление возможностей для ученика. Все должно быть современно, комфортно. А со стороны учителя…Хотелось бы также изменений. Сейчас учитель – многофункционален. Он и классный руководитель, и учитель, и предметник, и психолог. Должны быть разграниченные прозрачные функции. Мы с коллегами ездим заграницу, знакомы с французской системой образования. У меня прошлым летом была возможность посетить один лицей Франции. Там есть свои плюсы и минусы. Там на уровне поведения на уроке больше свободы. Мы были на уроке английской литературы. Половину урока учитель просто читал и дети слушали. Это был восьмой класс, а у нас чтение только в начальной школе бывает. Это важно, т.к. у ребят есть возможность послушать выразительные слова с правильно расставленными акцентами. Дети лежат на партах, качаются на стульях, но не шумно. Это никого не раздражает. Я бы на своем уроке сделала замечание: «Чего ты на стуле качаешься!?». А там такого нет. На том уроке во французском лицее учитель сначала прочел, потом ребята отвечали на вопросы и писали эссе. Там более практикоориентированный подход. А в качестве минуса системы этого французского лицея можно отметить как раз излишнюю свободу, например, в манере одеваться, в стиле одежды. Это связано с самовыражением, с менталитетом. Мне кажется, для детей в школе должно быть некое ограничение в поведении, в одежде.

–Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный ученик? Об учителе Вы уже говорили, интересно узнать Ваше мнение об ученике?

На мой взгляд, современному ученику нужно учиться делать выбор свой. Осознанно понимать ради чего он учится, зачем сейчас ему это. Сейчас у нас в образовании много внедрено элементов профильности. Но подчас дети не очень разумно делают выбор, потому что родители так сказали, потому что есть желание учиться в таком-то направлении. Но они до конца не понимают, что им предстоит, хватает ли им способностей, возможностей и желания продолжать дальше. Казалось бы, дети сейчас разумные и прагматичные, но они не умеют делать выбор. Они живут в каком-то придуманном мире, зачастую гламурном, который формирует наше телевидение. Современный ученик должен уметь разбираться в себе – понимать, «что именно ему нужно», и строить путь свой, своего профессионального роста и судьбы.

–Выскажите, пожалуйста, Ваши пожелания для наших читателей «Образовательной волны Единого портала пермского образования»

Портал читают люди, интересующиеся всем, что происходит в образовании, в окружающем мире. Поэтому хочу пожелать – сохранять это неравнодушие. Это делает жизнь человека интересной. А еще не бояться искать себя, меняться, – вот этого желаю.

 

Ксения Воронова

//permedu.ru

 

Прикрепленные файлы:

Лядова Е.В. Урок русского языка в 10 классе.doc

Лядова Е.В. Урок литературы.doc

Работы учеников Лядовой Е.В., стилизованные под М.Е.Салтыкова-Щедрина_Языком сатиры.doc

Работы учеников Лядовой Е.В._Мир лирики Лермонтова.rar

Опубликовать в ЖЖ
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войдите, либо зарегистрируйтесь
Мой кабинет
Образовательная волна
Посты