Образовательная волна
Блоги
Иконка
Интервью с учителемИнтервью с Натальей Юрьевной Литвиновской, учителем начальной школы+11

На наши вопросы отвечала Наталья Юрьевна Литвиновская, учитель начальной школы Гимназии № 6

 

    –Почему Вы выбрали профессию учителя?

   –Я с детства мечтала стать учителем. Каждый раз собирала своих подруг,

   и мы играли в школу. Первое сочинение, написанное мною, было на тему

   «Кем я буду, когда вырасту?» Я написала, что стану учителем. Вспоминаю

   1978 год, мне 9 лет. Я рассаживаю всех своих подруг и, подражая

   своей учительнице, провожу урок. Взрослого слова «педагогика»

   я еще и не слышала, но каждый день видела, как основательно

   готовится к урокам  моя бабушка Августа Алексеевна Беспалова.

   Она проработала учителем истории более 40 лет.

   Делом всей своей жизни она доказала: не так важно кем ты работаешь,

   важно как ты работаешь. В том далеком и прекрасном детстве рождалась

   моя педагогическая философия. Вот я и стала учителем. Пришла работать

   в школу № 69 (сегодня это Гимназия №6) и всю жизнь в ней работаю.

   С этой школой у меня все связано. Даже сложно было бы сделать сравнение

   с другими образовательными учреждениями.

   –А почему именно начальная школа?

–Я затруднялась с выбором предмета, который хотела преподавать, а именно учитель начальных классов универсален. Дети в этом возрасте еще такие чистые, послушные, их еще можно изменить в лучшую сторону. Здорово видеть рост, когда ребенок только пришел – ничего не умел, а потом он становится успешным учеником, студентом МГУ, и ты видишь, что это и твой результат тоже.

–Есть расхожее мнение, что учитель начальных классов - это как вторая мама…

–Я никогда не претендовала на роль именно мамы, потому что мама у человека одна. В какой-то мере, конечно, такое есть, потому что учителю начальных классов приходится быть отчасти воспитателем. Где-то нужно и штаны застегнуть, и шнурки научить завязывать. Порой дети вообще приходят с отсутствием социальных навыков. Но я, честно говоря, не стремлюсь, чтобы меня называли «второй мамой», потому что первая моя задача – это учить, я учитель!

–А легко ли для Вас работать с маленькими ребятами?

–Бывает по-всякому. Современные дети сейчас совершенно другие. У них другие интересы, другое сознание, они в какой-то мере интеллектуально слабее, чем дети двадцать лет назад, на мой взгляд. Причины этому социальные: дети мало читают, родители с ними мало общаются. Родители стали оказывать детям меньше внимания, перестали читать детям книги. Ведь проще посадить ребенка перед телевизором. В результате, когда дети приходят в школу, у них, в основном,  работают только аудиовизуальные каналы. Они мало что могут делать руками. Детский сад часто берет на себя функцию школы, детей в садике рано сажают за парту. А задача детского сада – научить детей играть. Мы сталкиваемся уже много лет с тем, что дети не умеют организовывать ролевые игры, потому что они не научились этому в детском саду, потому что их там учили читать, писать, считать, а элементарных навыков (даже вырезать из бумаги  полоску) порой у детей нет. Не секрет, что не все дети ходят сейчас в детский сад. Раньше большинство детей ходило, уровень подготовки был примерно одинаковый. Сейчас дети приходят с разным уровнем подготовки в первый класс, и учителю необходимо выстраивать индивидуальную линию подхода к каждому ребенку, это, конечно, непросто при наличии 30 учеников в классе. Но все же я считаю, что учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Я радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками. Я делаю все для того, чтобы помочь ученику познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности.

–Какой у Вас был любимый предмет в школе?

–Английский язык любила очень, русский. Назвать какой-то один предмет я не могу, много было любимых предметов.

–Какие из Ваших профессиональных достижений кажутся для Вас наиболее значимыми?

–Много лет я являлась внештатным сотрудником лаборатории развивающего обучения при ПКИПКРО. Меня часто приглашали в разные школы Пермского края для проведения семинаров, лекций и  открытых уроков. Это требовало от меня постоянного профессионального роста, творческого развития.  Наверное, поэтому мне в этом году удалось стать призером городского и краевого конкурса «Учитель года». И, конечно же, своим профессиональным достижением считаю достижения своих учеников. Они успешно выступают на олимпиадах и конкурсах разного уровня, начиная с муниципальных и заканчивая международными. Например, в прошедшем учебном году мои ребята очень успешно выступили на Международной Олимпиаде школ Развивающего обучения в г. Москве, заняв первое, второе и третье место в индивидуальном зачете.

–Есть ли у Вас какие-нибудь секреты профессионального мастерства?

–Главное – это любить детей! Потому что если педагог не любит детей, он никогда не сможет быть хорошим учителем. Любить, понимать, принимать детей такими, какие они есть. Чтобы ребята знали, чтобы не случилось, учитель никогда их не оскорбит, не унизит и всегда поможет. Вот это, я считаю, самое главное. Даже если ребенок не всегда получает положительные оценки, но чувствует справедливое отношение и помощь в любой момент, то обязательно возникает взаимопонимание. Наша задача – вырастить людей. Как бы в будущем дети не реализовались, главное, чтобы в любой ситуации они оставались людьми. Моя задача их этому научить. И в тоже время привить им желание учиться, чтобы они полюбили сам процесс познания, чтобы им было интересно. А когда человеку интересно, у него есть много возможностей для самостоятельного осуществления этого процесса. Моя задача научить ребенка способам, благодаря которым он будет получать знания. Я двадцать лет работаю в системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова. Эта система сейчас перекликается с новым государственным стандартом, и главная задача здесь – не освоение суммы каких-то конкретных знаний, умений, навыков, а  именно получение способов научного познания мира. Если ребенок эти способы освоил, то выучить любой предмет он в состоянии даже самостоятельно. Дети быстро и охотно учатся тогда, когда они не замечают, что учатся. Именно так молниеносно усваиваются все "уличные уроки". А мне хочется, чтобы также молниеносно усваивались и мои уроки.

–Какие профессиональные цели Вы ставите для себя на будущее?

–Одна из целей – это освоить государственный стандарт, это нужно сейчас каждому учителю. Если говорить о школьных реформах в целом, то наше профессиональное сообщество достаточно консервативно, а людей, которые хотели бы что-то изменить, очень мало. Мне бы очень хотелось реализовать в нашей гимназии №6  те идеи, которые есть у меня и моих коллег. А идей таких много, например, как можно построить учебный процесс с различными современными подходами, где были бы совмещены сильные стороны российских и зарубежных традиций образования. Ведь в этом учебном году мы с нетерпением ждем открытия нашего здания после капитального ремонта. Поэтому хочется, чтобы новым было не только здание, но и содержание.

–Какой Вы бы хотели видеть школу завтрашнего дня?

–Комфортной, не только в плане технического оснащения, но и в плане психологического комфорта детей. Но в то же время, наблюдая опыт лучших зарубежных школ, могу сказать, что демократии в нашем понимании там нет, потому что там есть определенная строгость, определенные правила школьного сообщества, которым дети и родители должны подчиняться. Хотелось бы, чтобы взаимопонимание в коллективе школы между детьми, родителями и педагогами было всегда, только тогда ребенку будет комфортно учиться, причем важно, чтобы требования были едиными везде: и в семье, и в школе. И хотелось бы видеть школу тем местом, где ребенок мог бы реализовать все свои возможности. Не все же дети могут отлично учиться, есть дети, которые имеют другие таланты, но это не значит что они плохие. К сожалению, наша сегодняшняя школа недостаточно позволяет раскрыться всем способностям детей. Ребенок, например, физику не знает,… а может он танцует великолепно, он может быть певцом будет, артистом театральным, может слесарем будет отличным, и это нисколько не умаляет его заслуг. Поэтому, я считаю, что очень важен психологический комфорт. Мы должны дать ребенку право выбора. Хотелось бы, чтобы это право выбора не на бумаге оставалось, чтобы оно было в реальной жизни, чтобы ребенок всегда ощущал поддержку в школе, чтобы это место было для него безопасным, в том числе психологически.

–Какими на Ваш взгляд будут ученик и учитель будущего?

–Первой отличительной особенностью учителя будущего должна быть его собственная осведомленность, его собственная тяга к знаниям, желание и умение доходчиво объяснить и, если требуется, терпеливо повторить материал. Учителем будущего не может быть человек, сам плохо разбирающийся в предмете. И в тоже время учитель должен шагать в ногу со временем, уметь разумно использовать новейшие технические средства в обучении. А дети будут задавать нам все более сложные вопросы, на которые нам придется искать ответы вместе с ними…

–Выскажите, пожалуйста, Ваши пожелания для наших читателей?

–Мне хочется, чтобы мы все вместе объединились и начали что-то менять в нашем обществе. Действительно бы хотелось сделать наш город более культурным. Для этого надо каждому начинать с себя. Хотелось бы, чтобы город был таким, чтобы любому жителю было бы стыдно плюнуть на улице. Мне бы хотелось, чтобы нас окружала красота!

 

Ксения Воронова

//permedu.ru

Опубликовать в ЖЖ
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Войдите, либо зарегистрируйтесь
Мой кабинет
Образовательная волна
Посты