Мой кабинет
Моя страница Мои блоги Мои вопросы Инструкция Пользователи портала
Образовательная волна
Все разделы Новости отрасли
"Детская школа искусств" Мотовилихинского района"Ленинградский квартал""РИТМ" Центр детского творчества"Рифей" детско-юношеский центр"Техно-Школа им. В.П. Савиных""Юность" центр детского творчества«Патриотической воспитание»«Уникальное образование»I love EnglishWeb2.0XI фестиваль искусств имени Д.Б. КабалевскогоАктивное начало учебного года в МАОУ «СОШ №79»Блог Дома учителяБлог разработчиковБрейн-рингВоенно-патриотическое воспитаниеВосточный центр МАОУ "Гимназия № 2" г. ПермиВсероссийский конкурс методических разработок преподавателей русского языка и литературыГимназия № 2 - школа бережливого производстваГимназия № 31Гимназия №8Гимназия самореализации Гимназия №7Городская проблемная группа педагогов по реализации программы "Детство" (Индустриальный район)Городское методическое объединение педагогов по ИЗО деятельностиГородское методическое объединение педагогов по изобразительной деятельностиГородской конкурс «Звёздный дождик»Городской совет ветерановГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙД. Батин опера "Малахитовая шкатулка на сценах школ г. ПермиДворец детского(юношеского) творчестваДерево Добрых делДети на оперной сценеДетский сад "Калейдоскоп"Детский сад "Парма"Детский сад № 281Детский сад № 49 "Олимпик" сообщаетДетский сад №6 г. ПермиДетский сад- сказочная страна!Детское программированиеДля Вас, родители!Для родителей [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]ДЮЦ В. СоломинаЕГЭИ снова о театре!!! В мае закрылся очередной театральный сезон детского театра «ЛИК» МАДОУ «Центр раИгровая технология интеллектуально-творческого развития "Сказочные лабиринты игры" В.В. ВоскобовичаИкаренок "Народные торжища мастеровых" сезон 2018-2019гИнженерная школаинклюзивное образование дошкольников с ОВЗИнтервью с учителемИнформационная служба гимназии им. С.П. ДягилеваИнформационная служба школы №61Информационные технологииИнформационные технологии в образованииКаникулы. ЛетоКиокушинкай (СОШ №32)Классный руководительКонкурсы на организацию питанияКонструктор успехаКраевой форумКурс "Я-бренд"Лагеря досуга и отдыхаЛетний выездной фестиваль "Техно-Пермь"МАДОУ "Детский сад "Театр на Звезде" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 167" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 265" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 347"МАДОУ "Детский сад № 377" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 384"г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 395"МАДОУ "Детский сад № 422"МАДОУ "Детский сад № 85" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 90 " Оляпка"МАДОУ "Детский сад №390"МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 272"МАДОУ "ЦРР - детский сад № 46" г. ПермиМАДОУ "ЦРР-детский сад № 47" г. ПермиМАДОУ №111МАДОУ"Детский сад №23"г.ПермиМАОУ "Гимназия № 33"МАОУ "Гимназия № 5" г.ПермиМАОУ "СОШ № 111"МАОУ "СОШ № 118" г.ПермиМАОУ "СОШ № 133"МАОУ "СОШ № 6" г.ПермиМАОУ "СОШ № 72" г.ПермиМАОУ "СОШ № 91" г. ПермиМАОУ "СОШ №119"МАОУ "СОШ №123"МАОУ "СОШ №14" г. ПермиМАОУ "СОШ №24" г. ПермиМАОУ "СОШ №41"МАОУ "СОШ №42" Школа современных технологий и сервисаМАОУ "СОШ №55" г. ПермиМАОУ «Гимназия №3», дела и лицаМАОУ «СОШ № 44» г. ПермиМАОУ Город дорогМАОУ СОШ 120МАОУ СОШ №50МАОУ СОШ №63МАОУ СОШ №96 г.ПермьМАОУ СОШ МастерградМАОУ ЭнергоПолис ПермьМАОУ"СОШ№24"г.ПермиМБДОУ "Детский сад №"92"МБОУ "Школа №154 для обучающихся с ОВЗ"МБОУ "Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. ПермьМедиацентр МАОУ "Школа - интернат №85"Менеджмент в ПЛ№1Методическая копилка [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]Методическая работаМетодическая служба Индустриального района (сопровождение деятельности ДОУ)Методические материалы из опыта работы учителя английского языка МАОУ «Гимназия №2» Королевой ЛарисыМО учителей-дефектологовМолодые специалистыМОУ "Средняя общеобразовательная школа № 120", г. ПермьМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. ПермьМузейная игра «Первоклассные открытия»музыкальное образование в школеМуниципальный конкурс грантовНовостиНовости в сфере дошкольного образованияНовости детского сада 404Новости класса Росгвардии в МАОУ "СОШ №79"Новости культурной жизни ПермиНовости МАДОУ № 252Новости МАДОУ"ЦРР - ДЕТСКИЙ САД № 47"Новости МАОУ " Школа 18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Гимназия № 33"Новости МАОУ "Лицей №4"Новости МАОУ "Лицей №9"Новости МАОУ "СОШ№ 94" г.ПермиНовости МАОУ "СОШ№ 94" г.Перми.Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ" г.Перми, II корпусНовости от первоклассников МАОУ "СОШ №79"Новости отраслиНовости проекта «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»Новости школыНОУ Академия родительского образованияОлимпиада 2016-2017Олимпиада 2017-2018Олимпиада 2018-2019Олимпиада 2019-2020Олимпиады 2011-2012Олимпиады 2012-2013Олимпиады 2013-2014Олимпиады 2014-2015Олимпиады 2015-2016Пермские писатели в МАОУ "СОШ №79"Пермячок.ru. Обучение с увлечениемПетролеум Плюс Школа №102Поздравляем педагогов нашего детского сада с участием в краевом конкурсе методических материалов "МЫПозитивные инициативыПомним и гордимся!!!Помочь? Легко!пресс-центр МАОУ "СОШ № 12"Пресс-центр МАОУ СОШ №120Пресс-центр МАОУ СОШ №49Пресс-центр СОШ120Проект "12 месяцев- 12 конкурсов в действии"Проект "Детский шумовой оркестр"Проект "По галактике профессий"Проект "Профразведка"Проект «Профилактика правонарушений»Проектная деятельность в МАОУ "СОШ №79"Прокуратура напоминаетПрофессиональные пробы лаборатории «Чистый мир» МАОУ «СОШ№ 94» г.Перми.Публикации отраслиПубликации отрасли «Образование»Публичные докладыРасскажи о любимом учителеРасскажи Перми о любимом учителермо учителей русского языка и литературы Орджоникидзевского районаРобототехника в Пермском краеРябова Лариса ИвановнаС Думой о детяхСеминар «Формирование универсальных учебных действий посредством включения учащихся в исследовательсСказка.руСлужба поддержки порталов отрасли «Образование»СМИ о насСОШ №131Спортивные победыСтанция детского и юношеского туризма и экскурсий г. ПермиТворим добро!Творчество и мастерствоТвоя жизнь в твоих рукахУникальная IT-школа №10Учащиеся МАОУ "СОШ №79" учат ПДДУченики МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!Ученики МАОУ «СОШ №79» узнают историю своего краяУченицы МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины в спорте!Учимся вместе с мамой.Учитель и его проблемыУчителя МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!!!Федеральный государственный образовательный стандартФотоника МАОУ СОШ № 93Химико-технологическая школа "СинТез"Центр Инновационного опытаШкола 25. СобытияШкола 87 Глубина знаний. Тепло отношений. Радуга возможностей.Школа биотехнологий СпектрумШкола дизайна «Точка»Школьное СМИ "КАДР99" МАОУ "СОШ99"Школьные новости МАОУ "СОШ №81"Школьный симфонический праздник
О проекте

Образовательная волна

Публикации отрасли «Образование» МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Я. Карпушин,

председатель Комитета по образованию и науке администрации г. Перми, кандидат педагогических наук

Л. А. Гаджиева,

начальник отдела непрерывного образования Комитета по образованию и науке администрации г. Перми, кандидат педагогических наук

И. В. Петроградских,

заместитель начальника отдела непрерывного образования Комитета по образованию и науке

Журнал «Народное образование» 2006, № 1

 

Модернизация российского образования стимулировала  образовательные учреждения на разработку различных моделей современной школы. В связи с этим возникла необходимость в совершенствовании системы управления, обеспечивающей качественный результат образовательной деятельности. Одна из эффективных форм такого управления — разработка и реализация муниципальных проектов. В настоящее время в образовательном пространстве города Перми реализуются проекты, направленные на повышение качества, совершенствование содержания школьного образования. А управление проектами невозможно без объективной диагностики результатов, анализа и прогнозирования. Поэтому мониторинговые исследования — важнейший аспект муниципального управления образованием.

 

Основное назначение мониторинга качества в том, чтобы обеспечить органы управления образованием объективной информацией, необходимой для принятия обоснованных решений. Сегодня мониторинг, к сожалению, слабо используется как средство административного управления. Объясняется это тем, что информация, которую получают органы управления, зачастую оказывается неполной: она не отражает все аспекты качества школьного образования и его динамику. Поэтому свою задачу мы видим в том, чтобы разработать муниципальную модель мониторинга качества образования школьников с учётом современных требований.

Суть муниципального мониторинга можно выразить в следующих положениях:

 

Мониторинг — это деятельность, субъектом и объектом которой являются люди, а  связь между ними осуществляется посредством организации информационных потоков.

 

Эту деятельность мы рассматриваем как систему. При этом системообразующим фактором становится управление, которое постановкой целей и задач создаёт определённые взаимосвязи между компонентами, объединяя их в систему. Эти взаимосвязи определяют структуру мониторинговой деятельности.

 

Содержание этой деятельности определяется циклом (цикл начинается со сбора и обработки информации, а заканчивается получением информации, которая становится исходной для нового цикла).

 

Под моделью мониторинга мы понимаем систему, отражающую связи и отношения компонентов реальной педагогической практики. Эта модель включает четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных блока: управление мониторинговой деятельностью, условия её осуществления, процесс и результат (рис. 1).

 

Компоненты муниципальной модели определяются, исходя из целей мониторинга и специфики его объекта. В образовательном пространстве города Перми — это про-филизация старшей ступени школы, т.е. формирование у старшеклассников навыков самостоятельного конструирования вариантов развития своих индивидуальных способностей в выбранной ими сфере деятельности одновременно с овладением общеобразовательными компетенциями.

 

Цели профильного обучения определяют критерии качества образования школьников (система критериев задаёт предмет мониторинга — блок «условия»).

 

  Качество профильного образования интегрирует в себе три составляющие: овладение системой общеобразовательных   компетенций (ключевых, общепредметных и предметных), профессиональное самоопределение личности и достижения школьников в различных сферах человеческой деятельности. Эти составляющие неразрывно связаны: общеобразовательные компетенции и индивидуальные успехи школьников в различных сферах деятельности можно рассматривать как предпосылку их самоопределения.

 

 • Выделяются два уровня мониторинга, отражающих его инвариантную и вариативную части. В инвариантной части предусматривается оценка эффективности образовательных систем по универсальным обобщённым критериям на муниципальном уровне. Вариативная часть предполагает дополнение инвариантной части специфичными для образовательного учреждения критериями, позволяющими своевременно корректировать образовательный процесс. Дополнение должно учитывать профессиональные возможности и потребности школьников, а также потребности общества и государства. Кроме того, в показателях мониторинга качества образования на уровне школы целесообразно отразить динамику овладения учениками предметными, общепредметным и и ключевыми компетенциями.

 

Периодичность сбора информации по критериям, составляющим инвариантную часть содержания мониторинга, определяется на муниципальном уровне, а по критериям вариативной части — образовательным учреждением. Важно, что на различных этапах обучения в средней школе органы управления образованием устанавливают определённые цели сбора необходимой информации, обусловленные логикой организации профильного обучения и в целом образовательной деятельности (табл. 1).

 

Перечисленные этапы определяют периодичность сбора информации. Чтобы исследовать динамику качества образования школьников и выявить тенденции развития городской системы, необходима специальная технология проведения мониторинговых процедур (блок «процесс»), которая включает:

 

• алгоритм сбора информации, с помощью которого устанавливаются требования к организации тестирования, последовательность действий всех участников мониторинга;

 

  способы распространения информации и формы её представления, удобные для использования каждым субъектом управления (предполагается создание единой компьютеризированной системы сбора и обработки информации);

 

  схемы обработки и анализа полученных данных для различных субъектов управления (школа, район, город). На третьей ступени школы особое место отводится изучению интересов школьников, в том числе профессиональных, их соответствия способностям детей.

 

Объективность данных о готовности детей к обучению в школе зависит также от механизма проведения муниципального тестирования . Условно в процедуре сбора информации выделяются три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В рамках подготовительного этапа создана необходимая нормативно-правовая база тестирования (приказ о муниципальном тестирования, соответствующее положение и т.д.); разработана инструкция для организаторов тестирования и классных руководителей 1 -х классов; проведено обучение специалистов районных отделов образования, руководителей школ, педагогов и психологов образовательных учреждений, привлекаемых к тестированию; разработана специальная схема доставки контрольно-измерительных материалов до пунктов проведения тестирования (основная цель этой схемы —; обеспечить информационную безопасность теста).

 

На основном этапе ответственные организаторы (учителя начальных классов другой школы) проводят тестирование первоклассников. При этом классный руководитель находится в аудитории вместе со своими учениками. Процедура на местах контролируется сотрудниками комитета и районных отделов образования, отвечающими за его проведение. Всего было задействовано около 1000 человек.

 

Заключительный этап тестирования проходит также по специально разработанной схеме. Результаты направляются в организацию, где они проходят первичную обработку. Вся собранная информация хранится в специальных формах, которые отражают результаты выполнения теста каждым учеником города, а также количество школьников, справившихся с тестом на низком, ниже среднего, среднем, выше среднего и высоком уровнях по городу.

 

Реализацию этой технологии рассмотрим на примере сбора, обработки и анализа информации о качестве образования учеников 1 -х и 4-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений Перми. В сентябре 2005 года проведено единое муниципальное тестирование первоклассников. В нём приняли участие 8419 ребят. Контрольно-измерительные материалы, которые использовались для проведения тестирования, включали задания трёх видов: по математике, азбуке и выявляющие уровень общего развития детей. Тест был составлен с учётом минимального уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Он включал 21 задание. Из них 7 были направлены на выявление знаний детей по звуковой культуре речи и грамоте, 8 — навыков счёта, ориентировки в пространстве, геометрического конструирования, 5 заданий выявляли уровень общего психического развития ребёнка (логическое мышление, готовность руки к письму, развитие произвольности действий и т.д.). К заданиям прилагались иллюстрации, учитывающие возрастные особенности детей. Диагностические материалы разработала авторская группа, в состав которой вошли педагоги, психологи, методисты. Научную поддержку авторской группе оказывали учёные Пермского государственного педагогического университета. «Тест первоклассника» для проверки его надёжности и валидности был апробирован в трёх школах города (65 учащихся 1 -х классов). Тест выдержал проверку на эти критерии, поэтому получаемую в ходе мониторинга информацию мы можем считать достоверной.

 

Таблица №1

Цели муниципального мониторинга на различных этапах обучения в средней школе

 

 

Этапы

Цели мониторинговой деятельности

1-й класс

1. Оценка уровня готовности детей к обучению в школе.

2. Выявление уровня общего психического развития.

3. Выявление групп детей с «низким» и «избыточным» уровнями готовности к обучению в школе

4-й класс

1. Определение качество освоения программ начального общего образования по математике и русскому языку. 

Оценка динамики этого качества.

2. Выявление уровня общего развития учащихся 4-х классов.

3. Выявление школьников, не освоивших образовательный стандарт начального общего образования, а также — показавших очень высокие результаты образования

7-й класс

1. Определение качества освоения программ общего образования в 5—7-х классах. Оценка динамики этого качества.

2. Определение уровня общей и специальной обученности, интеллектуального потенциала семиклассников.

3. Выявление интересов и склонностей подростков к той или иной сфере деятельности, в том числе профессиональной

9-й класс

1. Определение качества освоения программ основного общего образования. Оценка динамики этого качества.

2. Определение общего уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

3. Изучение и анализ устойчивости интересов и склонностей учащихся, а также их соответствие выбранному индивидуальному образовательному маршруту.

4. Выявление достижений школьников в различных сферах деятельности (интеллектуальной, спортивной и т.д.)

10-11-е

классы

1. Выявление учебных достижений школьников в выбранной ими индивидуальной образовательной троектории.

Динамика этих достижений.

2. Определение общего уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению, а также динамики кой готовности.

3. Выявление достижений в различных сферах деятельности (интеллектуальной, спортивной и т.д.).

4. Выявление степени удовлетворённости родителей качеством предоставляемых школой образовательных услуг

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
рис. 1
Закрыть
Заголовок