Мой кабинет
Моя страница Мои блоги Мои вопросы Инструкция Пользователи портала
Образовательная волна
Все разделы Новости отрасли
"Детская школа искусств" Мотовилихинского района"Ленинградский квартал""РИТМ" Центр детского творчества"Рифей" детско-юношеский центр"Техно-Школа им. В.П. Савиных""Юность" центр детского творчества«Патриотической воспитание»«Уникальное образование»I love EnglishWeb2.0XI фестиваль искусств имени Д.Б. КабалевскогоАктивное начало учебного года в МАОУ «СОШ №79»Блог Дома учителяБлог разработчиковБрейн-рингВоенно-патриотическое воспитаниеВосточный центр МАОУ "Гимназия № 2" г. ПермиВсероссийский конкурс методических разработок преподавателей русского языка и литературыГимназия № 2 - школа бережливого производстваГимназия № 31Гимназия №8Гимназия самореализации Гимназия №7Городская проблемная группа педагогов по реализации программы "Детство" (Индустриальный район)Городское методическое объединение педагогов по ИЗО деятельностиГородское методическое объединение педагогов по изобразительной деятельностиГородской конкурс «Звёздный дождик»Городской совет ветерановГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙД. Батин опера "Малахитовая шкатулка на сценах школ г. ПермиДворец детского(юношеского) творчестваДерево Добрых делДети на оперной сценеДетский сад "Калейдоскоп"Детский сад "Парма"Детский сад № 281Детский сад № 49 "Олимпик" сообщаетДетский сад №6 г. ПермиДетский сад- сказочная страна!Детское программированиеДля Вас, родители!Для родителей [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]ДЮЦ В. СоломинаЕГЭИ снова о театре!!! В мае закрылся очередной театральный сезон детского театра «ЛИК» МАДОУ «Центр раИгровая технология интеллектуально-творческого развития "Сказочные лабиринты игры" В.В. ВоскобовичаИкаренок "Народные торжища мастеровых" сезон 2018-2019гИнженерная школаинклюзивное образование дошкольников с ОВЗИнтервью с учителемИнформационная служба гимназии им. С.П. ДягилеваИнформационная служба школы №61Информационные технологииИнформационные технологии в образованииКаникулы. ЛетоКиокушинкай (СОШ №32)Классный руководительКонкурсы на организацию питанияКонструктор успехаКраевой форумКурс "Я-бренд"Лагеря досуга и отдыхаЛетний выездной фестиваль "Техно-Пермь"МАДОУ "Детский сад "Театр на Звезде" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 167" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 265" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 347"МАДОУ "Детский сад № 377" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 384"г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 395"МАДОУ "Детский сад № 422"МАДОУ "Детский сад № 85" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 90 " Оляпка"МАДОУ "Детский сад №390"МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 272"МАДОУ "ЦРР - детский сад № 46" г. ПермиМАДОУ "ЦРР-детский сад № 47" г. ПермиМАДОУ №111МАДОУ"Детский сад №23"г.ПермиМАОУ "Гимназия № 33"МАОУ "Гимназия № 5" г.ПермиМАОУ "СОШ № 111"МАОУ "СОШ № 118" г.ПермиМАОУ "СОШ № 133"МАОУ "СОШ № 6" г.ПермиМАОУ "СОШ № 72" г.ПермиМАОУ "СОШ № 91" г. ПермиМАОУ "СОШ №119"МАОУ "СОШ №123"МАОУ "СОШ №14" г. ПермиМАОУ "СОШ №24" г. ПермиМАОУ "СОШ №41"МАОУ "СОШ №42" Школа современных технологий и сервисаМАОУ "СОШ №55" г. ПермиМАОУ «Гимназия №3», дела и лицаМАОУ «СОШ № 44» г. ПермиМАОУ Город дорогМАОУ СОШ 120МАОУ СОШ №50МАОУ СОШ №63МАОУ СОШ №96 г.ПермьМАОУ СОШ МастерградМАОУ ЭнергоПолис ПермьМАОУ"СОШ№24"г.ПермиМБДОУ "Детский сад №"92"МБОУ "Школа №154 для обучающихся с ОВЗ"МБОУ "Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. ПермьМедиацентр МАОУ "Школа - интернат №85"Менеджмент в ПЛ№1Методическая копилка [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]Методическая работаМетодическая служба Индустриального района (сопровождение деятельности ДОУ)Методические материалы из опыта работы учителя английского языка МАОУ «Гимназия №2» Королевой ЛарисыМО учителей-дефектологовМолодые специалистыМОУ "Средняя общеобразовательная школа № 120", г. ПермьМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. ПермьМузейная игра «Первоклассные открытия»музыкальное образование в школеМуниципальный конкурс грантовНовостиНовости в сфере дошкольного образованияНовости детского сада 404Новости класса Росгвардии в МАОУ "СОШ №79"Новости культурной жизни ПермиНовости МАДОУ № 252Новости МАДОУ"ЦРР - ДЕТСКИЙ САД № 47"Новости МАОУ " Школа 18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Гимназия № 33"Новости МАОУ "Лицей №4"Новости МАОУ "Лицей №9"Новости МАОУ "СОШ№ 94" г.ПермиНовости МАОУ "СОШ№ 94" г.Перми.Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ" г.Перми, II корпусНовости от первоклассников МАОУ "СОШ №79"Новости отраслиНовости проекта «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»Новости школыНОУ Академия родительского образованияОлимпиада 2016-2017Олимпиада 2017-2018Олимпиада 2018-2019Олимпиада 2019-2020Олимпиады 2011-2012Олимпиады 2012-2013Олимпиады 2013-2014Олимпиады 2014-2015Олимпиады 2015-2016Пермские писатели в МАОУ "СОШ №79"Пермячок.ru. Обучение с увлечениемПетролеум Плюс Школа №102Поздравляем педагогов нашего детского сада с участием в краевом конкурсе методических материалов "МЫПозитивные инициативыПомним и гордимся!!!Помочь? Легко!пресс-центр МАОУ "СОШ № 12"Пресс-центр МАОУ СОШ №120Пресс-центр МАОУ СОШ №49Пресс-центр СОШ120Проект "12 месяцев- 12 конкурсов в действии"Проект "Детский шумовой оркестр"Проект "По галактике профессий"Проект "Профразведка"Проект «Профилактика правонарушений»Проектная деятельность в МАОУ "СОШ №79"Прокуратура напоминаетПрофессиональные пробы лаборатории «Чистый мир» МАОУ «СОШ№ 94» г.Перми.Публикации отраслиПубликации отрасли «Образование»Публичные докладыРасскажи о любимом учителеРасскажи Перми о любимом учителермо учителей русского языка и литературы Орджоникидзевского районаРобототехника в Пермском краеРябова Лариса ИвановнаС Думой о детяхСеминар «Формирование универсальных учебных действий посредством включения учащихся в исследовательсСказка.руСлужба поддержки порталов отрасли «Образование»СМИ о насСОШ №131Спортивные победыСтанция детского и юношеского туризма и экскурсий г. ПермиТворим добро!Творчество и мастерствоТвоя жизнь в твоих рукахУникальная IT-школа №10Учащиеся МАОУ "СОШ №79" учат ПДДУченики МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!Ученики МАОУ «СОШ №79» узнают историю своего краяУченицы МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины в спорте!Учимся вместе с мамой.Учитель и его проблемыУчителя МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!!!Федеральный государственный образовательный стандартФотоника МАОУ СОШ № 93Химико-технологическая школа "СинТез"Центр Инновационного опытаШкола 25. СобытияШкола 87 Глубина знаний. Тепло отношений. Радуга возможностей.Школа биотехнологий СпектрумШкола дизайна «Точка»Школьное СМИ "КАДР99" МАОУ "СОШ99"Школьные новости МАОУ "СОШ №81"Школьный симфонический праздник
О проекте

Образовательная волна

Публикации отрасли «Образование» ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОПЫТ РАБОТЫ Г. ПЕРМИ

Т. П. Дворак,

 

начальник управления стратегического планирования департамента образования администрации г. Перми

 

Е. Э. Киркина,

 

зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 100», г. Пермь

 

Н. Н. Коротаева,

зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 14», г. Пермь

Журнал «Справочник заместителя директора школы», январь 2009, № 1

 

Особенность муниципальной модели профильного обучения в Перми уровневая дифференциация предметного содержания представляет теоретический интерес и имеет практическую ценность. Выделение трех уровней сложности предметного содержания позволяет более эффективно воплощать идеи дифференциации и индивидуализации обучения, в большей степени учитывать образовательные запросы обучающихся. О критериях отбора предметного содержания и особенностях обучения на разных уровнях вы узнаете из статьи.

 

Т.П. Дворак, начальник управления стратегического планирования Департамента образования администрации г. Перми

Е.Э. Киркина, зам. директора по УВР МОУ СОШ № 100, г. Пермь

Н.Н. Коротаева, зам. директора по УВР МОУ СОШ № 14, г. Пермь

 

Главная цель профильного обучения – обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием путем создания условий для полноценной реализации обучающимися их индивидуальных склонностей и потребностей, социального, в т. ч. профессионального, самоопределения в единстве с овладением ими знаниями, умениями и способами деятельности.

 

Основная проблема профильного обучения в рамках муниципальной модели: для того чтобы ученик мог выбрать предметное содержание, удовлетворяющее его индивидуальные потребности, необходимо предоставить ему качественное, соответствующее действующим стандартам и нормативным документам содержание обучения. При этом выбор должен быть возможным не только по уровням сложности, но также и внутри одного уровня сложности.

 

Мы выделяем следующие задачи, обеспечивающие решение проблемы:

 

  • согласование структурных элементов системы профильного обучения в области содержания: направленности обучения (академическая, прикладная, общеразвивающая) и уровней обучения (А, В, С);

 

  • разработка общих критериев отбора содержания обучения по уровням А, В, С;

 

  • подбор примерных программ по основным предметам базисного учебного плана для уровня В и для ряда предметов уровня С;

 

  • разработка концепции преподавания отдельных предметов в условии муниципальной модели профильного обучения;

 

  • организация работы:

 

-   по подбору, разработке, систематизации элективных курсов; для авторских, разработанных на школьном уровне, – организация экспертизы;

 

-   подбору, апробации и описанию технологий профильного обучения.

 

Критерии отбора содержания обучения на каждом уровне сложности академической направленности обучения определяются в большей степени теоретической составляющей содержания обучения. Отсюда интегративной характеристикой предметного содержания профильного обучения является его научность, т. е. целостность, полнота и универсальность следующих систем:

 

  • понятий и их свойств;

 

  • методов решения предметных "задач" и сферы их применения в смежных науках и жизнедеятельности;

 

  • способов рассуждений (общенаучных и специально-научных).

 

В соответствии с данным критерием для уровня А характерно фрагментарное изучение теории (только основных понятий) при использовании в основном индуктивных рассуждений. Уровень В предполагает рассмотрение всех основных понятий и их свойств на достаточно серьезной формальнологической основе и методологическом уровне без углубления в "детали". Уровень С предусматривает обеспечение полноты и целостности изучаемой теории, представления богатства взаимосвязей между ее элементами на основе строгих логических построений.

 

Уровень С предполагает серьезную научную основу теоретических знаний, получаемых учащимися, изучение которых происходит в проектно-исследовательском режиме. Обучение на этом уровне обусловлено наличием высокой степени способностей и учебной мотивации школьника. Введение теоретического материала требует строгого логического обоснования всех используемых и получаемых в процессе освоения системы теоретических знаний. Данный уровень независимо от предмета приближен к вузовским технологиям образования.

 

Выбор школьником обучения на уровне С определяется мотивацией на следующие конечные результаты:

 

  • установка и получение услуг от образовательного учреждения для гарантированного успешного выполнения ЕГЭ;

 

  •  установка заказчика (ученика) и обеспечение исполнителем (школой) образовательных услуг для поступления и успешного обучения в вузе выбранного профиля;

 

  • в процессе обучения инструментом согласования и контроля по реализации возможностей, мотивации учащихся, с одной стороны, и образовательной деятельности учителя – с другой, является оценка "отлично".

 

Обучение строится на уровне максимального вовлечения данной группы учащихся в процесс постановки и научного оформления проблемной ситуации с дальнейшим ее исследованием.

 

Данный уровень предполагает:

 

  • вначале с помощью учителя, затем самостоятельное включение в процесс изучения теоретического материала через освоение основных научных понятий, их свойств и связей, способов действий;

 

  • формирование умений и навыков проектирования исследовательской деятельности по вариативному разрешению проблемной ситуации;

 

  • закрепление навыков прогнозирования и исследования назревающей проблемы в любой жизненной ситуации вариативной разработки успешного выхода из данной ситуации;

 

  • формирование основных компетентностей для дальнейшей социализации в постшкольную образовательную и общественную среду, успешной научной, общественной и профессиональной карьеры.

 

Обязательным итогом учебной работы предполагается авторский продукт (изучение и рецензирование определенного количества научных публикаций, реферат, доклад, собственное доказательство, индивидуальный или коллек­тивный проект, творческая работа и т. д.).

 

Обучение данной категории учащихся осуществляется по индивидуальным программам с выделением достаточного времени на самостоятельную работу в лаборатории, с литературой в библиотеке и пр. Основной литературой для данных учащихся являются учебные пособия повышенной сложности (частично вузовские), научные публикации, работы видных ученых в данной области.

 

Уровень В предполагает изучение теоретического материала без глубокого проникновения в теоретические основы школьного предмета, доказательства и обоснования здесь берутся только для ключевых понятий курса, способы действий чаще всего принимаются и обсуждаются в рамках понимания их использования в стандартных и измененных условиях с дальнейшей практической направленностью их применения.

 

Он соответствует притязаниям основной части учащихся на обучение в реконструктивно-вариативном режиме, предусматривающем ознакомление и участие в проектной и исследовательской работе в составе коллектива. Изучение теоретического материала строится на системном использовании понятий и свойств для обоснования и построения суждений.

 

Организация образовательного процесса для данной категории учащихся включает содержательное расширение знаний основной школы и практическое применение их в новых, но сходных ситуациях. Данный уровень приближен к вузовским технологиям образования в условиях семинаров, практикумов, лабораторных работ и коллективных проектов.

 

Выбор учеником обучения на уровне В (выбор соответственных форм и методов обучения) определяется мотивацией на следующие конечные результаты:

 

  • установка и получение услуг от образовательного учреждения для успешного выполнения ЕГЭ по окончании школы двух уровней сложности (А, В с элементами выполнения заданий С);

 

  • установка заказчика и обеспечение исполнителем образовательных услуг для поступления и стабильного обучения в высшем учебном) заведении по избранной специальности;

 

  • в процессе обучения инструментом согласования и контроля по реализации возможностей, мотивации учащихся, с одной стороны, и образовательной деятельности учителя – с другой, является стабильная средняя оценка "хорошо" и "отлично".

 

Обучение строится на условиях:

 

  • постоянного вовлечения учащихся в новую проблемно-поисковую ситуацию с целью углубления умений и навыков осознанного применения учащимися имеющихся и новых знаний;

 

  • формирования:

 

-   умений и навыков разрешения выдвинутой учителем или учащимся проблемной ситуации;

 

-   умений и навыков самостоятельного успешного выхода из любой жизненной проблемной ситуации;

 

-   компетентностей социализации в постшкольную образовательную и общественную среду, общественной и профессиональной карьеры.

 

Основными итогами работы учащихся на данном уровне могут быть разработка проектов, написание рефератов по общим вопросам предмета или по региональной тематике, творческих сочинений, эссе, готовность учащихся к выполнению заданий по ЕГЭ базового и повышенного уровней, реальная возможность поступления и обучения в профильном вузе. В процессе дальнейшего обучения в вузе – готовность учащихся к успешной социализации в образовательный процесс. Формирование условий для выхода на уровень «отлично» в условиях возникновения мотивации на обучение в более престижном вузе.

 

Уровень А предполагает процесс обучения, контроля знаний и навыков учебной работы в основном с использованием репродуктивных методов изучения нового материала, расширение фактологических знаний (уровень узнавания, припоминания, запоминания). При теоретической работе на этом уровне фрагментарно используются понятия и их свойства. Данный уровень в значительной степени адекватно предопределен психолого-педагогическими возможностями части учащихся, избравших профильное обучение. Притязания данной категории учащихся обусловливают уровень закрепления и содержательного расширения знаний основной школы и отработки практического применения их в сходных ситуациях. Освоение теоретического материала происходит на уровне запоминания основных понятий и алгоритмов с дальнейшим использованием их в стандартных ситуациях.

 

Выбор учеником обучения на уровне А определяется мотивацией на следующие конечные результаты:

 

  • установка и получение услуг от образовательного учреждения для успешного выполнения ЕГЭ по окончании школы уровня сложности А с выполнением отдельных заданий уровня В;

 

  • установка заказчика и обеспечение исполнителем образовательных услуг по поступлению и стабильному обучению в среднем профессиональном учебном заведении по избранной специальности.

 

В процессе обучения инструментом согласования и контроля по реализации возможностей, мотивации учащихся, с одной стороны, и образовательной деятельности учителя – с другой, является стабильная средняя оценка "удовлетворительно" и "хорошо".

 

Обучение строится:

 

  • на условиях организации познавательной деятельности по ознакомлению с основами предметного содержания через представление учащимся общих, культурно-ценностных положений данного предмета;

 

  • освоении понятий, свойств, способов действий происходит на уровне минимального содержания.

 

В условиях профильности необходимо:

 

  • отказаться от обучения даже самых слабых учащихся на уровне репродуктивного воспроизведения фактов;

 

  • создать условия максимального вовлечения учащихся в процесс содержательного расширения и обобщения знаний основной школы (с учетом организации самостоятельной работы по индивидуальным планам);

 

  • формировать умения и навыки:

 

-   разрешения проблемной ситуации на основе изученных аналогов совместно с учителем или учащимися более высокого уровня обучения;

 

-   самостоятельного выхода из критической жизненной проблемы на основе отработки механизма консультирования или развития коммуникативных компетентностей;

 

  • формировать компетентности успешной социализации в постшкольную профессионально-образовательную и общественную среду и для профессиональной карьеры.

 

Основными итогами работы учащихся на данном уровне могут быть разработка социально-ориентированных проектов, написание рефератов по общим вопросам предмета, докладов, конспектов, готовность учащихся к выполнению заданий по ЕГЭ базового уровня, реальная возможность поступления и обучения в профильных профессиональных средних учебных заведениях.

 

Профилизация старшей школы на данной основе позволит организовать специализированную подготовку не только для поступления, но и для дальнейшего обучения в вузе, среднем специальном учебном заведении. При этом обучение будет основано не только на личных притязаниях, но и реальном учете:

 

  • реализации потенциальных возможностей ученика в процессе обучения на соответствующем уровне сложности и качества образования;

 

  • согласованного уровня мотивированных и предоставляемых образовательных услуг;

 

  • формирования адекватных возможностей и компетентностей не только для поступления вуз/ссуз, но и для успешного обучения в нем.
Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.