Мой кабинет
Моя страница Мои блоги Мои вопросы Инструкция Пользователи портала
Образовательная волна
Все разделы Новости отрасли
"Детская школа искусств" Мотовилихинского района"Ленинградский квартал""РИТМ" Центр детского творчества"Рифей" детско-юношеский центр"Техно-Школа им. В.П. Савиных""Юность" центр детского творчества«Патриотической воспитание»«Уникальное образование»I love EnglishWeb2.0XI фестиваль искусств имени Д.Б. КабалевскогоАктивное начало учебного года в МАОУ «СОШ №79»Блог Дома учителяБлог разработчиковБрейн-рингВоенно-патриотическое воспитаниеВосточный центр МАОУ "Гимназия № 2" г. ПермиВсероссийский конкурс методических разработок преподавателей русского языка и литературыГимназия № 2 - школа бережливого производстваГимназия № 31Гимназия №8Гимназия самореализации Гимназия №7Городская проблемная группа педагогов по реализации программы "Детство" (Индустриальный район)Городское методическое объединение педагогов по ИЗО деятельностиГородское методическое объединение педагогов по изобразительной деятельностиГородской конкурс «Звёздный дождик»Городской совет ветерановГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙД. Батин опера "Малахитовая шкатулка на сценах школ г. ПермиДворец детского(юношеского) творчестваДерево Добрых делДети на оперной сценеДетский сад "Калейдоскоп"Детский сад "Парма"Детский сад № 281Детский сад № 49 "Олимпик" сообщаетДетский сад №6 г. ПермиДетский сад- сказочная страна!Детское программированиеДля Вас, родители!Для родителей [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]ДЮЦ В. СоломинаЕГЭИ снова о театре!!! В мае закрылся очередной театральный сезон детского театра «ЛИК» МАДОУ «Центр раИгровая технология интеллектуально-творческого развития "Сказочные лабиринты игры" В.В. ВоскобовичаИкаренок "Народные торжища мастеровых" сезон 2018-2019гИнженерная школаинклюзивное образование дошкольников с ОВЗИнтервью с учителемИнформационная служба гимназии им. С.П. ДягилеваИнформационная служба школы №61Информационные технологииИнформационные технологии в образованииКаникулы. ЛетоКиокушинкай (СОШ №32)Классный руководительКонкурсы на организацию питанияКонструктор успехаКраевой форумКурс "Я-бренд"Лагеря досуга и отдыхаЛетний выездной фестиваль "Техно-Пермь"МАДОУ "Детский сад "Театр на Звезде" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 167" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 265" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 347"МАДОУ "Детский сад № 377" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 384"г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 395"МАДОУ "Детский сад № 422"МАДОУ "Детский сад № 85" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 90 " Оляпка"МАДОУ "Детский сад №390"МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 272"МАДОУ "ЦРР - детский сад № 46" г. ПермиМАДОУ "ЦРР-детский сад № 47" г. ПермиМАДОУ №111МАДОУ"Детский сад №23"г.ПермиМАОУ "Гимназия № 33"МАОУ "Гимназия № 5" г.ПермиМАОУ "СОШ № 111"МАОУ "СОШ № 118" г.ПермиМАОУ "СОШ № 133"МАОУ "СОШ № 6" г.ПермиМАОУ "СОШ № 72" г.ПермиМАОУ "СОШ № 91" г. ПермиМАОУ "СОШ №119"МАОУ "СОШ №123"МАОУ "СОШ №14" г. ПермиМАОУ "СОШ №24" г. ПермиМАОУ "СОШ №41"МАОУ "СОШ №42" Школа современных технологий и сервисаМАОУ "СОШ №55" г. ПермиМАОУ «Гимназия №3», дела и лицаМАОУ «СОШ № 44» г. ПермиМАОУ Город дорогМАОУ СОШ 120МАОУ СОШ №50МАОУ СОШ №63МАОУ СОШ №96 г.ПермьМАОУ СОШ МастерградМАОУ ЭнергоПолис ПермьМАОУ"СОШ№24"г.ПермиМБДОУ "Детский сад №"92"МБОУ "Школа №154 для обучающихся с ОВЗ"МБОУ "Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. ПермьМедиацентр МАОУ "Школа - интернат №85"Менеджмент в ПЛ№1Методическая копилка [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]Методическая работаМетодическая служба Индустриального района (сопровождение деятельности ДОУ)Методические материалы из опыта работы учителя английского языка МАОУ «Гимназия №2» Королевой ЛарисыМО учителей-дефектологовМолодые специалистыМОУ "Средняя общеобразовательная школа № 120", г. ПермьМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. ПермьМузейная игра «Первоклассные открытия»музыкальное образование в школеМуниципальный конкурс грантовНовостиНовости в сфере дошкольного образованияНовости детского сада 404Новости класса Росгвардии в МАОУ "СОШ №79"Новости культурной жизни ПермиНовости МАДОУ № 252Новости МАДОУ"ЦРР - ДЕТСКИЙ САД № 47"Новости МАОУ " Школа 18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Гимназия № 33"Новости МАОУ "Лицей №4"Новости МАОУ "Лицей №9"Новости МАОУ "СОШ№ 94" г.ПермиНовости МАОУ "СОШ№ 94" г.Перми.Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ" г.Перми, II корпусНовости от первоклассников МАОУ "СОШ №79"Новости отраслиНовости проекта «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»Новости школыНОУ Академия родительского образованияОлимпиада 2016-2017Олимпиада 2017-2018Олимпиада 2018-2019Олимпиада 2019-2020Олимпиады 2011-2012Олимпиады 2012-2013Олимпиады 2013-2014Олимпиады 2014-2015Олимпиады 2015-2016Пермские писатели в МАОУ "СОШ №79"Пермячок.ru. Обучение с увлечениемПетролеум Плюс Школа №102Поздравляем педагогов нашего детского сада с участием в краевом конкурсе методических материалов "МЫПозитивные инициативыПомним и гордимся!!!Помочь? Легко!пресс-центр МАОУ "СОШ № 12"Пресс-центр МАОУ СОШ №120Пресс-центр МАОУ СОШ №49Пресс-центр СОШ120Проект "12 месяцев- 12 конкурсов в действии"Проект "Детский шумовой оркестр"Проект "По галактике профессий"Проект "Профразведка"Проект «Профилактика правонарушений»Проектная деятельность в МАОУ "СОШ №79"Прокуратура напоминаетПрофессиональные пробы лаборатории «Чистый мир» МАОУ «СОШ№ 94» г.Перми.Публикации отраслиПубликации отрасли «Образование»Публичные докладыРасскажи о любимом учителеРасскажи Перми о любимом учителермо учителей русского языка и литературы Орджоникидзевского районаРобототехника в Пермском краеРябова Лариса ИвановнаС Думой о детяхСеминар «Формирование универсальных учебных действий посредством включения учащихся в исследовательсСказка.руСлужба поддержки порталов отрасли «Образование»СМИ о насСОШ №131Спортивные победыСтанция детского и юношеского туризма и экскурсий г. ПермиТворим добро!Творчество и мастерствоТвоя жизнь в твоих рукахУникальная IT-школа №10Учащиеся МАОУ "СОШ №79" учат ПДДУченики МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!Ученики МАОУ «СОШ №79» узнают историю своего краяУченицы МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины в спорте!Учимся вместе с мамой.Учитель и его проблемыУчителя МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!!!Федеральный государственный образовательный стандартФотоника МАОУ СОШ № 93Химико-технологическая школа "СинТез"Центр Инновационного опытаШкола 25. СобытияШкола 87 Глубина знаний. Тепло отношений. Радуга возможностей.Школа биотехнологий СпектрумШкола дизайна «Точка»Школьное СМИ "КАДР99" МАОУ "СОШ99"Школьные новости МАОУ "СОШ №81"Школьный симфонический праздник
О проекте

Образовательная волна

Публикации отрасли «Образование» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ – АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Т. Л. Слукина,

зам. директора МОУ «СОШ №32» г. Перми

Журнал «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования», 2009 год, № 1

 

Начиная с 2005-2006 учебного года, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32» является экспериментальной площадкой по отработке муниципальной модели профильного обучения (ММПО). Вхождение в завершающую стадию эксперимента требует проведения мониторинга нашей деятельности, определения проблем и поиска путей их решения.

 

 

Цель данной работы: анализ результатов, определение элементов ММПО, требующих корректировки, выработка и принятие управленческих решений.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

  • установить степень соответствия организации учебно-воспитательного процесса (УВП) «СОШ №32» ММПО и Концепции профильного обучения;
  • проанализировать результаты эксперимента, выявить его положительные и отрицательные стороны;
  • сформулировать необходимые управленческие решения;
  • определить основные направления деятельности школы по совершенствованию УВП.

 

В основе составления учебного плана III ступени положена идея комплектования учебных потоков в соответствии с индивидуальными учебными планами (ИУП) учащихся. Именно ИУП определяют направленность потоков с учетом, выбранных для изучения на профильном уровне предметов. Учащиеся 10-11 параллелей определили для изучения на профильном уровне следующие предметы: русский язык, математика, английский язык, физика, химия, биология, география, история, обществознание, право, экономика.

 

Анализ ИУП и финансовые возможности школы позволили скомплектовать 3 потока в 10 классе: химико-биологический (6 человек), экономико-правовой (14 человек) и общеобразовательный (6 человек) и 3 потока в 11 классе: социально-экономический (19 человек), естественно-научный (9 человек) и социально-правовой (12 человек). Перечень потоков показывает, что выбор учащимися профильных предметов не ограничен, кроме того количество часов в учебном плане по данным предметам определяется учениками. Это требует корректировки учебных программ по профильным предметам в соответствии с количеством часов, определенных ИУП. Количество элективных курсов различной направленности – 16, для их ведения привлекаются преподаватели высшей школы. Кадровое обеспечение преподавания предметов профильного уровня позволяет обеспечить учащимся свободу выбора при составлении ИУП. В старшей школе работают 16 учителей высшей категории, 4 учителя первой категории и 2 учителя 2 категории.

 

Главным результатом деятельности школы по внедрению профильного обучения можно считать высокие баллы ЕГЭ по всем предметам, которые представлены в таблице 1, а также число совпадений ЕГЭ по профильному предмету с вступительным экзаменом в ВУЗ и СУЗ, представленных на рисунке 1. Однако в учебном плане старшей школы есть одна составляющая, которая создает определенные трудности – речь идет об организации научно-исследовательского практикума.

 

Таблица 1. 

Средний балл по профильным предметам в сравнении со средним по школам, участвующим в эксперименте

 

Предмет

Средний балл

МОУ "СОШ №32"

город Пермь

Математика

63,32

61,3

Русский язык

59,4

56,9

Физика

58,6

52,8

Химия

61,6

57,4

История России

67,1

52,3

Биология

57,1

52,9

Английский язык

53,4

63,4

Обществознание

84,8

78,6


Рисунок 1.  

Число совпадений ЕГЭ по профильному предмету с вступительным экзаменом в ВУЗ или СУЗ

 

 

Учебно-исследовательская деятельность осуществляется за счет предмета «Технология» и позволяет каждому ученику 10 параллели в течение года подготовить и защитить исследовательскую работу по одному из профильных предметов в соответствии с их собственным выбором. Следует отметить, что большинство данных работ являются теоретическими и имеют прикладную направленность несмотря на то, что все учителя обучались на курсах по организации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников.

 

Материально-техническая база школ, лабораторное оборудование кабинетов не позволяют осуществить какие-либо исследования. В этой ситуации одним из путей решения данной проблемы является объединение усилий школьного образования с образовательным процессом СУЗов, ВУЗов.

 

Дополнительное ресурсное обеспечение данного направления в нашей школе производится за счет участия в реализации плана работы Пермского городского образовательного округа на базе Пермского государственного университета (ПГУ). Организация работы «Школ юных» при факультетах ПГУ позволила учащимся школы, начиная с 8-10 класса, заняться исследовательской деятельностью по философии, экономике, физике, географии, биологии, психологии.

 

Темы исследований:

 

  • «Образ университета в сознании старшеклассников»;
  • «Леворукость и школьные проблемы»;
  • «Кожная чувствительность правшей и левшей»;
  • «Профильное обучение и его роль в профессиональном самоопределении выпускников школы»;
  • «История освоения территории города Перми»;
  • «Экспериментальная установка для изучения процессов в проводнике с током»;
  • «Духовность в искусстве»;
  • «Духовность в любви и дружбе».

 

Учащимися школы подготовлены 8 докладов, с которыми они выступили на научной конференции учащихся Пермского городского университетского округа ПГУ.

 

Таким образом, предварительные результаты показывают, что совместная деятельность школы с ПГУ помогает внести существенные изменения в модель организации проектно-исследовательской деятельности школьников. Работа осуществляется на основе трехстороннего соглашения о сотрудничестве в области непрерывного профессионального и допрофессионального образования между МОУ «СОШ №32», Департаментом образования администрации города Перми и Пермским государственным университетом. В планах 2008-2009 учебного года - увеличение числа факультетов, осуществляющих данное направление деятельности. Решение указанной проблемы возможно также путем выделения старшей школы в отдельные учебные центры-районные, городские. Создание в этих центрах современных лабораторий позволило бы осуществлять экспериментальную деятельность. К недостаткам этого варианта, как показывает практика, можно отнести:

 

  • негативность школьных учителей к ведению данной работы;
  • необходимость привлечения к ней преподавателей вузов;
  • отсутствие возможности попадания учащихся в образовательное пространство того ВУЗа, обучение в котором он связывает со своей будущей профессиональной деятельностью.

 

Т.е. такие образовательные центры представляют достаточно закрытую систему.

 

Анализ результатов апробации ММПО будет не полным без мониторинга, основанного на анкетировании учащихся.

 

Анкетирование учащихся проведено по разработанной анкете.

 

Качественный анализ результатов тестирования учащихся 10-11 параллелей:

 

  • Все ученики старшей школы знали об изменениях УВП, связанных с введением профильного обучения.

 

  • Повышение качества учебно-методического обеспечения УВП, апробация программ профильных предметов и элективных курсов, внедрение новых технологий позволили к окончанию эксперимента повысить степень удовлетворенности системой профильного образования ≈ на 15 %;  повысить качество преподавания профильных предметов(+17%). Изменился характер проблем с учебой с 80% до 59%, с учителями с 24% до 9%. Все чаще при решении возникших проблем учащиеся обращаются к учителю (+13%), к классному руководителю( +50%), администрации школы (+29%), все реже к одноклассникам(-20%) и родителям(-36%).

 

  • Все больше выпускников оценивают свои возможности по продолжению образования после школы выше, чем у учеников других общеобразовательных школ (+17%).

 

  • Однако: на конец января 2008 года 53% учеников 11 параллели еще не определились окончательно с выбором профессии, т. к. не могут выбрать из нескольких вариантов. Радует, что наряду с высокой зарплатой (64%) на вопрос: -«Что привлекает в данной профессии?»- 78% выпускников ответили: «Мне это интересно!». Только 60% выпускников самостоятельно принимают решение при выборе профессии, 67% с родителями, 15% -с друзьями.

 

Таким образом, ММПО позволяет обеспеспечить высокий уровень знаньвой составляющей образовательного процесса, очевидно увеличение степени влияния образовательного пространства школы на процесс профессионального самоопределения. Тем не менее остается достаточно много не решенных проблем.

 

Анализ образовательной деятельности школы по обеспечению профильного самоопределения выпускников школы показывает, что предлагаемая модель профильного обучения требует своего развития и координации действий органов управления образованием, работников ВУЗов, СУЗов и администраций школ. Условия, обеспечивающие процесс профессионального самоопределения, представлены на рисунке 2. Условно они могут быть распределены по 3 составляющим:

 

  • создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей проведение социальных практик и организацию проектно-исследовательской деятельности;

 

  • изменение содержания профориентационной работы, которая должна проводиться систематически в процессе всего периода обучения в школе, а не только в период месячника по профориентации. Необходимо обеспечить открытость предприятий и фирм, а в их штатном расписании должна появиться ставка специалиста по профориентации. Кроме того, требуется активная работа ученых-психологов по данному направлению деятельности, т.к. существующие методики не позволяют решить рассматриваемые проблемы;

 

  • корректировка УВП школы, где основными направлениями деятельности является создание условий для обеспечения системно-деятельностного подхода к обучению, а также объединение учебного процесса с воспитательной системой школы, т.е. учет профильности в процессе воспитательной работы, т.к. при организации обучения на основе ИУП это сделать очень сложно.

 

Таким образом, создание условий для профессионального самоопределения выпускников школы тесно связано с повышением качества высшего и среднего образования, а следовательно, с обеспечением потребностей рынка труда высококвалифицированными кадрами.


Рисунок 2. 

Условия, обеспечивающие профессиональное самоопределение выпускников школы.

 

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
рис. 1
рис. 2
Закрыть
Заголовок