Мой кабинет
Моя страница Мои блоги Мои вопросы Инструкция Пользователи портала
Образовательная волна
Все разделы Новости отрасли
"Детская школа искусств" Мотовилихинского района"Ленинградский квартал""РИТМ" Центр детского творчества"Рифей" детско-юношеский центр"Техно-Школа им. В.П. Савиных""Юность" центр детского творчества«Патриотической воспитание»«Уникальное образование»I love EnglishWeb2.0XI фестиваль искусств имени Д.Б. КабалевскогоАктивное начало учебного года в МАОУ «СОШ №79»Блог Дома учителяБлог разработчиковБрейн-рингВоенно-патриотическое воспитаниеВосточный центр МАОУ "Гимназия № 2" г. ПермиВсероссийский конкурс методических разработок преподавателей русского языка и литературыГимназия № 2 - школа бережливого производстваГимназия № 31Гимназия №8Гимназия самореализации Гимназия №7Городская проблемная группа педагогов по реализации программы "Детство" (Индустриальный район)Городское методическое объединение педагогов по ИЗО деятельностиГородское методическое объединение педагогов по изобразительной деятельностиГородской конкурс «Звёздный дождик»Городской совет ветерановГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙД. Батин опера "Малахитовая шкатулка на сценах школ г. ПермиДворец детского(юношеского) творчестваДерево Добрых делДети на оперной сценеДетский сад "Калейдоскоп"Детский сад "Парма"Детский сад № 281Детский сад № 49 "Олимпик" сообщаетДетский сад №6 г. ПермиДетский сад- сказочная страна!Детское программированиеДля Вас, родители!Для родителей [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]ДЮЦ В. СоломинаЕГЭИ снова о театре!!! В мае закрылся очередной театральный сезон детского театра «ЛИК» МАДОУ «Центр раИгровая технология интеллектуально-творческого развития "Сказочные лабиринты игры" В.В. ВоскобовичаИкаренок "Народные торжища мастеровых" сезон 2018-2019гИнженерная школаинклюзивное образование дошкольников с ОВЗИнтервью с учителемИнформационная служба гимназии им. С.П. ДягилеваИнформационная служба школы №61Информационные технологииИнформационные технологии в образованииКаникулы. ЛетоКиокушинкай (СОШ №32)Классный руководительКонкурсы на организацию питанияКонструктор успехаКраевой форумКурс "Я-бренд"Лагеря досуга и отдыхаЛетний выездной фестиваль "Техно-Пермь"МАДОУ "Детский сад "Театр на Звезде" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 167" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 265" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 347"МАДОУ "Детский сад № 377" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 384"г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 395"МАДОУ "Детский сад № 422"МАДОУ "Детский сад № 85" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 90 " Оляпка"МАДОУ "Детский сад №390"МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 272"МАДОУ "ЦРР - детский сад № 46" г. ПермиМАДОУ "ЦРР-детский сад № 47" г. ПермиМАДОУ №111МАДОУ"Детский сад №23"г.ПермиМАОУ "Гимназия № 33"МАОУ "Гимназия № 5" г.ПермиМАОУ "СОШ № 111"МАОУ "СОШ № 118" г.ПермиМАОУ "СОШ № 133"МАОУ "СОШ № 6" г.ПермиМАОУ "СОШ № 72" г.ПермиМАОУ "СОШ № 91" г. ПермиМАОУ "СОШ №119"МАОУ "СОШ №123"МАОУ "СОШ №14" г. ПермиМАОУ "СОШ №24" г. ПермиМАОУ "СОШ №41"МАОУ "СОШ №42" Школа современных технологий и сервисаМАОУ "СОШ №55" г. ПермиМАОУ «Гимназия №3», дела и лицаМАОУ «СОШ № 44» г. ПермиМАОУ Город дорогМАОУ СОШ 120МАОУ СОШ №50МАОУ СОШ №63МАОУ СОШ №96 г.ПермьМАОУ СОШ МастерградМАОУ ЭнергоПолис ПермьМАОУ"СОШ№24"г.ПермиМБДОУ "Детский сад №"92"МБОУ "Школа №154 для обучающихся с ОВЗ"МБОУ "Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. ПермьМедиацентр МАОУ "Школа - интернат №85"Менеджмент в ПЛ№1Методическая копилка [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]Методическая работаМетодическая служба Индустриального района (сопровождение деятельности ДОУ)Методические материалы из опыта работы учителя английского языка МАОУ «Гимназия №2» Королевой ЛарисыМО учителей-дефектологовМолодые специалистыМОУ "Средняя общеобразовательная школа № 120", г. ПермьМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. ПермьМузейная игра «Первоклассные открытия»музыкальное образование в школеМуниципальный конкурс грантовНовостиНовости в сфере дошкольного образованияНовости детского сада 404Новости класса Росгвардии в МАОУ "СОШ №79"Новости культурной жизни ПермиНовости МАДОУ № 252Новости МАДОУ"ЦРР - ДЕТСКИЙ САД № 47"Новости МАОУ " Школа 18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Гимназия № 33"Новости МАОУ "Лицей №4"Новости МАОУ "Лицей №9"Новости МАОУ "СОШ№ 94" г.ПермиНовости МАОУ "СОШ№ 94" г.Перми.Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ" г.Перми, II корпусНовости от первоклассников МАОУ "СОШ №79"Новости отраслиНовости проекта «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»Новости школыНОУ Академия родительского образованияОлимпиада 2016-2017Олимпиада 2017-2018Олимпиада 2018-2019Олимпиада 2019-2020Олимпиады 2011-2012Олимпиады 2012-2013Олимпиады 2013-2014Олимпиады 2014-2015Олимпиады 2015-2016Пермские писатели в МАОУ "СОШ №79"Пермячок.ru. Обучение с увлечениемПетролеум Плюс Школа №102Поздравляем педагогов нашего детского сада с участием в краевом конкурсе методических материалов "МЫПозитивные инициативыПомним и гордимся!!!Помочь? Легко!пресс-центр МАОУ "СОШ № 12"Пресс-центр МАОУ СОШ №120Пресс-центр МАОУ СОШ №49Пресс-центр СОШ120Проект "12 месяцев- 12 конкурсов в действии"Проект "Детский шумовой оркестр"Проект "По галактике профессий"Проект "Профразведка"Проект «Профилактика правонарушений»Проектная деятельность в МАОУ "СОШ №79"Прокуратура напоминаетПрофессиональные пробы лаборатории «Чистый мир» МАОУ «СОШ№ 94» г.Перми.Публикации отраслиПубликации отрасли «Образование»Публичные докладыРасскажи о любимом учителеРасскажи Перми о любимом учителермо учителей русского языка и литературы Орджоникидзевского районаРобототехника в Пермском краеРябова Лариса ИвановнаС Думой о детяхСеминар «Формирование универсальных учебных действий посредством включения учащихся в исследовательсСказка.руСлужба поддержки порталов отрасли «Образование»СМИ о насСОШ №131Спортивные победыСтанция детского и юношеского туризма и экскурсий г. ПермиТворим добро!Творчество и мастерствоТвоя жизнь в твоих рукахУникальная IT-школа №10Учащиеся МАОУ "СОШ №79" учат ПДДУченики МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!Ученики МАОУ «СОШ №79» узнают историю своего краяУченицы МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины в спорте!Учимся вместе с мамой.Учитель и его проблемыУчителя МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!!!Федеральный государственный образовательный стандартФотоника МАОУ СОШ № 93Химико-технологическая школа "СинТез"Центр Инновационного опытаШкола 25. СобытияШкола 87 Глубина знаний. Тепло отношений. Радуга возможностей.Школа биотехнологий СпектрумШкола дизайна «Точка»Школьное СМИ "КАДР99" МАОУ "СОШ99"Школьные новости МАОУ "СОШ №81"Школьный симфонический праздник
О проекте

Образовательная волна

Публикации отрасли «Образование» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД КРИЗИСА

Т. Л. Слукина,

заместитель директора МОУ «СОШ № 32» г. Перми 

Н. А. Самоловских,

психолог МОУ «СОШ № 32» г. Перми 

Журнал «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования», 2009, № 5

 

Анализ реализации муниципальной модели профильного обучения показывает, что данная модель требует своего развития и совершенствования. Обобщение опыта организации профильного обучения в в 2007-2008 учебном году в нашей школе представлено в статье «Профессиональное самоопределение выпускников школы в процессе профильного обучения: анализ результатов, пути решения проблем», опубликованной в журнале » Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования» №1- 2009 год. Условия, обеспечивающие процесс профессионального самоопределения, в докризисный период были распределены на три составляющие:

 

 

  • создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей проведение социальных практик и организацию проектно-исследовательской деятельности;

 

  • изменение содержания профориентационной работы, которая должна проводиться систематически в процессе всего периода обучения в школе, а не только в период месячника по профориентации. Необходимо обеспечить открытость предприятий и фирм, а в их штатном расписании должна появиться ставка специалиста по профориентации. Кроме того, требуется активная работа ученых-психологов по данному направлению деятельности, т.к. существующие методики не полностью соответствуют требованиям настоящего времени;

 

  • корректировка УВП школы, где основными направлениями деятельности является создание условий для обеспечения системно-деятельностного подхода к обучению, а также объединение учебного процесса с воспитательной системой школы, т.е. учет профильности в процессе воспитательной работы, т.к. при организации обучения на основе ИУП это сделать очень сложно.

 

Изменение социально-экономической структуры общества, обусловленное кризисом, не позволяет нам надеяться на помощь государственных структур и предпринимателей по совершенствованию процесса профессионального самоопределения.

 

В сложившейся ситуации практически единственными помощниками могут являться родители и выпускники школы.

 

Для анализа состояния уровня профессионального самоопределения в 2008-2009 учебном году было проведено анкетирование учащихся 8-11 классов. Всего в опросе приняли участие 133 ученика.

 

Главная проблема, выявленная в результате анкетирования, связана с выбором пути продолжения образования. Естественно, что она больше волнует школьников выпускных классов. 54%-9класс и 59%-11классы.

 

Примерно 70% учащихся 9-10 классов на настоящий момент определились с выбором профессии, а в 11-чуть больше половины. Необходимо отметить, что для нынешних выпускников старшей школы предпрофильная подготовка осуществлялась на основе ведения курсов по выбору.

 

Рисунок 1.

 

 

Несмотря на то, что самым важным требованием, которому должна соответствовать будущая профессия, является высокая заработная плата (52-76%), у учащихся 8-10 классов приоритетным является ответ «Мне это интересно», а также их профессия должна помочь достичь высокого положения в обществе, способствовать знакомству с интересными людьми.

 

Рисунок 2.

 

 

 

Школьники 9-10 классов хорошо знают предмет и условия труда своей выбранной профессии, профессионально важные качества (52-56%).

 

Необходимо обратить внимание на низкую осведомленность учащихся о востребованности на рынке труда различных профессий.

 

Рисунок 3.

 

 

 

К качествам, мешающим процессу профессионального самоопределения, большинство учеников 8-11 классов относят лень (40%-8класс, 52%-9класс, 76%-10 класс,60%-11 класс), невнимательность (24-30%), отсутствие терпения (11-29%),раздражительность и неумение сдерживать свои эмоции (15-20 %), стеснительность (10-17 %), проблемы со здоровьем (5-12 %).

 

Рисунок 4.

 

 

 

Для большинства опрашиваемых (86%-10-11 классы) предусмотрен резервный вариант на случай неудачи. Для достижения поставленной цели 32% учащихся 9-х классов и 63%-11 классов занимаются дополнительно с преподавателями, 50% и 44% соответственно самостоятельно изучают предметы и готовятся к будущей профессии.

 

В ходе проведения профильного лагеря по теме « Способы организации профильного самоопределения учащихся основной школы» были выявлены следующие проблемы:

 

  • до настоящего времени основная цель предпрофильной подготовки состояла в обеспечении выбора направления дальнейшего обучения, а не в определении будущей профессиональной деятельности;

 

  • выпускники основной школы практически не имеют представления о конкретных функциональных обязанностях представителей различных профессий;

 

  • к окончанию основной школы учащиеся должны иметь полное представление о средних и высших учебных заведениях, условиях поступления, их месторасположении, особенностях обучения;

 

  • соотнесения степени влияния родителей на выбор профессии с их участием в реализации предпрофильной подготовки;

 

  • отсутствие социальных практик в основной школе отрицательно сказывается на выборе профессии.

 

Естественно, что получение качественного результата в старшей школе возможно только тогда, когда данная деятельность осуществляется на протяжении всего периода обучения в школе, начиная с первой ступени.

 

Модель предпрофильной подготовки, основанной на проведении курсов по выбору, не позволяет объединять личностные качества учащегося, его жизненные планы и потребности рынка труда региона. На протяжении двух последних лет в основе предпрофильной подготовки в нашей школе лежит преподавание курса »Твоя профессиональная карьера». Введение в процесс преподавания профориентационной составляющей, использование деятельностного подхода к обучению позволили повысить степень информированности учеников.

 

Выделение указанных проблем показало необходимость внесения изменений в процесс профессионального самоопределения учащихся. Для этого была разработана модель управления процессом профессионального самоопределения учащихся школы: «Выбирая профессию - выбираю будущее».

 

Цель данной работы: разработка и апробация модели предпрофильной подготовки, направленной на совершенствование процесса профессионального самоопределения выпускников основной и старшей профильной школы.

 

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

 

  • определить структуру и содержание модели предпрофильной подготовки;

 

  • выделить направления профориентационной деятельности;

 

  • определить формы взаимодействия с другими учебными заведениями и возможность выстраивания сетевого взаимодействия, нормативное обеспечение совместной деятельности;

 

  • опытная отработка форм и методов личностно-ориентированной модели предпрофильной подготовки;

 

  • разработать критерии оценки эффективности разрабатываемой модели;

 

  • внедрять в учебно-воспитательный процесс новые педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные и проектную деятельность.

 

Таблица №1

Структура модели по профессиональному самоопределению учащихся школы

 

Ступень обучения

Этап профориентационной работы

Задачи этапа

Основное содержание

Первая ступень

начальная школа 1-4 классы

Пропедевтический

Формирование базовых представлений о профессиональной деятельности, навыков по самоопределению.

Проведение серии классных часов, внеклассная работа, введение исследовательской составляющей в учебный процесс.

Вторая ступень – основная школа

5-7 классы

Начало основ профессиональной грамотности.

Формирование профессионального поведения.

Проектная деятельность, связанная с данной тематикой, внеклассная работа.

8-9 классы

Первичное профессиональное самоопределение.

Профильное самоопределение

Профессиональные пробы. Знакомство с профессиями .Ведение курса «Твоя профессиональная карьера»,психологическое сопровождение, изучение ситуации на рынке труда.

Третья ступень

старшая школа 10- 11 классы

Уточнение профессионального статуса.

Окончательный выбор места и формы профессионального образования.

Погружение в профессии, социальные практики, профессиональные стажировки, работа с сузами вузами Создание образа жизни и установление его зависимости от выбранной профессии.

 


Формы взаимодействия с другими учебными заведениями определяются финансовыми возможностями школы и базируются на заключении договоров о сотрудничестве с учреждениями образования и трудовых договоров с сотрудниками этих учреждений. В этом учебном году заключен договор о сотрудничестве с профессиональным лицеем №43 по вопросам профориентации учащихся школы. В течение последних лет удалось наладить взаимовыгодное сотрудничество с Пермским государственным технологическим колледжем «Альтер». В ходе разработки модели использовался опыт Краевого центра по профессиональному образованию. 

 

В основе построения личностно-ориентированной модели предпрофильной подготовки лежит тот факт, что помимо работников школы в ее реализации принимают непосредственное участие сами учащиеся, их родители, а также выпускники школы, достигшие высокого профессионального роста. На основании предварительного анкетирования учащихся 9-х классов по вопросу предварительного выбора профессии были выявлены наиболее востребованные профессии. Среди рабочих профессий были выбраны повар, автомеханик, парикмахер-стилист, дизайнер, технолог, медицинские работники. Из профессий, требующих получения высшего образования, выделены : врач, фармацевт, инженер-строитель, программист, экономист, юрист, менеджер по туризму, режиссер рекламы, предприниматель. Среди родителей учащихся и выпускников школы произведен подбор кандидатов-профессионалов для последующей встречи и проведения интервью. Для проведения интервью составлен перечень обязательных вопросов. Результатом данной деятельности может стать создание банка данных по профессиям с разработкой компьютерных презентаций в соответствии с запросами учеников, полученных е в начале учебного года. Большую роль имеет разнообразие организационных форм реализации предпрофильной подготовки. Наряду с традиционными: психологическим тестированием и ведением аудиторных занятий, используются следующие формы: интервьюирование, профильный лагерь на базе школы и выездные, деловые и ролевые игры, разработка, защита и реализация индивидуальных, социальных и школьных проектов, работа в Школах юных, образовательные стажировки и другие.

 

В 9-11 классах школы выстраиваются мероприятия, которые являются способом организации образовательного пространства, как пространства самоопределения. В число мероприятий, расширяющих образовательное пространство, входят образовательные и профессиональные стажировки, посредством которых учащийся осваивает мир взрослой жизни, как мир профессий, и оценивает его, примеряя на себя относительно своих интересов, способностей, достижений и проб.

 

В соответствии с указанными подходами составлен план работы на 2008-2009 учебный год.

 

Таким образом, в ходе реализации данной модели будут определены основные целевые установки и подходы к организации предпрофильной подготовки, разработаны содержание и формы профориентационной работы.

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
рис. 4
рис. 3
рис. 2
рис. 1
Закрыть
Заголовок