Мой кабинет
Моя страница Мои блоги Мои вопросы Инструкция Пользователи портала
Образовательная волна
Все разделы Новости отрасли
"Детская школа искусств" Мотовилихинского района"Ленинградский квартал""РИТМ" Центр детского творчества"Рифей" детско-юношеский центр"Техно-Школа им. В.П. Савиных""Юность" центр детского творчества«Патриотической воспитание»«Уникальное образование»I love EnglishWeb2.0XI фестиваль искусств имени Д.Б. КабалевскогоАктивное начало учебного года в МАОУ «СОШ №79»Блог Дома учителяБлог разработчиковБрейн-рингВоенно-патриотическое воспитаниеВосточный центр МАОУ "Гимназия № 2" г. ПермиВсероссийский конкурс методических разработок преподавателей русского языка и литературыГимназия № 2 - школа бережливого производстваГимназия № 31Гимназия №8Гимназия самореализации Гимназия №7Городская проблемная группа педагогов по реализации программы "Детство" (Индустриальный район)Городское методическое объединение педагогов по ИЗО деятельностиГородское методическое объединение педагогов по изобразительной деятельностиГородской конкурс «Звёздный дождик»Городской совет ветерановГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙД. Батин опера "Малахитовая шкатулка на сценах школ г. ПермиДворец детского(юношеского) творчестваДерево Добрых делДети на оперной сценеДетский сад "Калейдоскоп"Детский сад "Парма"Детский сад № 281Детский сад № 49 "Олимпик" сообщаетДетский сад №6 г. ПермиДетский сад- сказочная страна!Детское программированиеДля Вас, родители!Для родителей [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]ДЮЦ В. СоломинаЕГЭИ снова о театре!!! В мае закрылся очередной театральный сезон детского театра «ЛИК» МАДОУ «Центр раИгровая технология интеллектуально-творческого развития "Сказочные лабиринты игры" В.В. ВоскобовичаИкаренок "Народные торжища мастеровых" сезон 2018-2019гИнженерная школаинклюзивное образование дошкольников с ОВЗИнтервью с учителемИнформационная служба гимназии им. С.П. ДягилеваИнформационная служба школы №61Информационные технологииИнформационные технологии в образованииКаникулы. ЛетоКиокушинкай (СОШ №32)Классный руководительКонкурсы на организацию питанияКонструктор успехаКраевой форумКурс "Я-бренд"Лагеря досуга и отдыхаЛетний выездной фестиваль "Техно-Пермь"МАДОУ "Детский сад "Театр на Звезде" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 167" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 265" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 347"МАДОУ "Детский сад № 377" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 384"г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 395"МАДОУ "Детский сад № 422"МАДОУ "Детский сад № 85" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 90 " Оляпка"МАДОУ "Детский сад №390"МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 272"МАДОУ "ЦРР - детский сад № 46" г. ПермиМАДОУ "ЦРР-детский сад № 47" г. ПермиМАДОУ №111МАДОУ"Детский сад №23"г.ПермиМАОУ "Гимназия № 33"МАОУ "Гимназия № 5" г.ПермиМАОУ "СОШ № 111"МАОУ "СОШ № 118" г.ПермиМАОУ "СОШ № 133"МАОУ "СОШ № 6" г.ПермиМАОУ "СОШ № 72" г.ПермиМАОУ "СОШ № 91" г. ПермиМАОУ "СОШ №119"МАОУ "СОШ №123"МАОУ "СОШ №14" г. ПермиМАОУ "СОШ №24" г. ПермиМАОУ "СОШ №41"МАОУ "СОШ №42" Школа современных технологий и сервисаМАОУ "СОШ №55" г. ПермиМАОУ «Гимназия №3», дела и лицаМАОУ «СОШ № 44» г. ПермиМАОУ Город дорогМАОУ СОШ 120МАОУ СОШ №50МАОУ СОШ №63МАОУ СОШ №96 г.ПермьМАОУ СОШ МастерградМАОУ ЭнергоПолис ПермьМАОУ"СОШ№24"г.ПермиМБДОУ "Детский сад №"92"МБОУ "Школа №154 для обучающихся с ОВЗ"МБОУ "Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. ПермьМедиацентр МАОУ "Школа - интернат №85"Менеджмент в ПЛ№1Методическая копилка [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]Методическая работаМетодическая служба Индустриального района (сопровождение деятельности ДОУ)Методические материалы из опыта работы учителя английского языка МАОУ «Гимназия №2» Королевой ЛарисыМО учителей-дефектологовМолодые специалистыМОУ "Средняя общеобразовательная школа № 120", г. ПермьМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. ПермьМузейная игра «Первоклассные открытия»музыкальное образование в школеМуниципальный конкурс грантовНовостиНовости в сфере дошкольного образованияНовости детского сада 404Новости класса Росгвардии в МАОУ "СОШ №79"Новости культурной жизни ПермиНовости МАДОУ № 252Новости МАДОУ"ЦРР - ДЕТСКИЙ САД № 47"Новости МАОУ " Школа 18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Гимназия № 33"Новости МАОУ "Лицей №4"Новости МАОУ "Лицей №9"Новости МАОУ "СОШ№ 94" г.ПермиНовости МАОУ "СОШ№ 94" г.Перми.Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ" г.Перми, II корпусНовости от первоклассников МАОУ "СОШ №79"Новости отраслиНовости проекта «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»Новости школыНОУ Академия родительского образованияОлимпиада 2016-2017Олимпиада 2017-2018Олимпиада 2018-2019Олимпиада 2019-2020Олимпиады 2011-2012Олимпиады 2012-2013Олимпиады 2013-2014Олимпиады 2014-2015Олимпиады 2015-2016Пермские писатели в МАОУ "СОШ №79"Пермячок.ru. Обучение с увлечениемПетролеум Плюс Школа №102Поздравляем педагогов нашего детского сада с участием в краевом конкурсе методических материалов "МЫПозитивные инициативыПомним и гордимся!!!Помочь? Легко!пресс-центр МАОУ "СОШ № 12"Пресс-центр МАОУ СОШ №120Пресс-центр МАОУ СОШ №49Пресс-центр СОШ120Проект "12 месяцев- 12 конкурсов в действии"Проект "Детский шумовой оркестр"Проект "По галактике профессий"Проект "Профразведка"Проект «Профилактика правонарушений»Проектная деятельность в МАОУ "СОШ №79"Прокуратура напоминаетПрофессиональные пробы лаборатории «Чистый мир» МАОУ «СОШ№ 94» г.Перми.Публикации отраслиПубликации отрасли «Образование»Публичные докладыРасскажи о любимом учителеРасскажи Перми о любимом учителермо учителей русского языка и литературы Орджоникидзевского районаРобототехника в Пермском краеРябова Лариса ИвановнаС Думой о детяхСеминар «Формирование универсальных учебных действий посредством включения учащихся в исследовательсСказка.руСлужба поддержки порталов отрасли «Образование»СМИ о насСОШ №131Спортивные победыСтанция детского и юношеского туризма и экскурсий г. ПермиТворим добро!Творчество и мастерствоТвоя жизнь в твоих рукахУникальная IT-школа №10Учащиеся МАОУ "СОШ №79" учат ПДДУченики МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!Ученики МАОУ «СОШ №79» узнают историю своего краяУченицы МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины в спорте!Учимся вместе с мамой.Учитель и его проблемыУчителя МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!!!Федеральный государственный образовательный стандартФотоника МАОУ СОШ № 93Химико-технологическая школа "СинТез"Центр Инновационного опытаШкола 25. СобытияШкола 87 Глубина знаний. Тепло отношений. Радуга возможностей.Школа биотехнологий СпектрумШкола дизайна «Точка»Школьное СМИ "КАДР99" МАОУ "СОШ99"Школьные новости МАОУ "СОШ №81"Школьный симфонический праздник
О проекте

Образовательная волна

Публикации отрасли «Образование» К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

А. С. Куляпин,

Н. А. Голованова

Материалы ХIII Международной конференции по технологическому образованию школьников «Технологическое образование в школе и ВУЗе: проблемы и перспективы», часть 1, Липецк, ЛГПУ, 2007

 

Наша школа с 1999 года имеет статус школы с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология». За эти годы была создана нормативная база процесса технологического образования, выделен общий технологический компонент, разработана комплексная программа по модульному принципу, сформировано понимание, что технологическое образование создает условия для социальной реализации и творческой самореализации человека, выявления и роста его индивидуальных способностей; именно технологические знания и умения формируют у школьников основу овладения наукоемкими и высокими технологиями, что особенно важно для экономического подъема страны и подготовки рабочих и инженерно-технических кадров.

 

Модернизация образования, введение профильного обучения, участие в экспериментальной работе по комплексному обеспечению профилизации образования в школе позволили несколько по–другому взглянуть на технологическое образование в школе и поставить задачу создания модели профильного учебно-воспитательного процесса (УВП) школы технологического направления, ориентированной на реализацию компетентностного подхода в условиях обучения детей с существенно разными способностями, но единой направленностью – самореализацией в сфере производства или его обслуживания. Школа рассматривается нами как институт социализации, модель социального мира, где школьник осваивает его законы. Передача этих законов осуществляется не столько в форме традиционной трансляции, сколько в процессе специально организованной (технологически простроенной) деятельности ребенка, где учитель – создатель условий (среды), обеспечивающей усвоение норм и ценностей в ходе активной деятельности самого ребенка (субъекта деятельности). Приходится констатировать, что в том случае, если технологическое обеспечение УВП в основной и старшей школе не претерпит существенных изменений, то цели реализации идеи профильного обучения и модернизации в целом достигнуты не будут.

 

Мы имеем в виду, прежде всего, такую цель, как профессиональное самоопределение, формирование новых жизненных установок личности, определяющих (закладывающих основы) ее предприимчивости, самостоятельности в принятии решений в ситуации выбора, планировании собственных действий и прогнозировании их последствий, способности к сотрудничеству.

 

С нашей точки зрения, именно в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе эти установки могут быть сформированы при условии существенного содержательно-технологического перевооружения образовательного процесса. Это перевооружение должно быть ориентировано на профессиональное самоопределение учащегося через реализацию компетентностного подхода, обеспечивающего его социализацию и развитие индивидуальности.

 

Выстраиваемая модель профильного УВП школы технологического направления опирается на следующие положения.

 

1. Фундаментальной характеристикой культивируемого школой образовательного процесса является его интегрированность, т.е. органическое сочетание, с одной стороны, учебного процесса, акцентирующего технологическую подготовку учащихся и, с другой – их социально-гуманитарное развитие как необходимой предпосылки для успешной реализации концепции "культурного специалиста" любого уровня. Предметы ОО «Технология» проходят сквозной линией через все ступени обучения. Практически во всех образовательных областях разработаны или разрабатываются интегрированные курсы с образовательной областью «Технология». Так, в образовательной области «Филология» созданы курсы по деловому письму, культуре речи и стилистике, технике перевода. В образовательных областях «Математика » и «Естествознание» осуществлена подборка практических задач технологического и экономического содержания.

 

2. Образовательный процесс фрагментируется на 4 блока: индустриально- технологический, информационно – технологический, социально - технологический, универсальный.

 

Индустриально-технологическое направление обеспечивает, во-первых, компенсацию некоторого ограничения учебного процесса и, во-вторых, возможность достижения социального успеха в области во многом альтернативной традиционному школьному образованию. Индустриально-технологическое направление ориентирует учащихся на машиностроительные специальности, требующие в дальнейшем получение начального, среднего, высшего профессионального образования.

 

Информационно-технологическое направление ориентирует на технические специальности учреждений профессионального образования.

 

Социально-технологическое направление обеспечивает учащимся, во-первых, широкий культурологический взгляд на мир, предупреждая формирование "узкокелейного технаря" и, во-вторых, предоставляет дополнительное поле развития учащихся. Ориентирует на гуманитарные специальности, обеспечивающие обслуживание технологическо - производственной сферы. Кроме того, деятельность социально-технологического направления выступает объединяющим началом всех субъектов детско-взрослого сообщества на основе выполнения глобальных коллективных проектов.

 

Универсальное направление рассчитано на фундаментальную подготовку учащихся в рамках государственного стандарта.

 

3. Профильное обучение реализуется на основе индивидуального учебного плана (ИУП). ИУП формируется в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года. Учащиеся выбирают направления профилизации, профильные предметы, элективные курсы, учебно-творческие мастерские. Технология является обязательным профильным предметом. Обучение ведется на профильном уровне Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Расписание учитывает различные формы обучения по индивидуальным учебным планам: на потоке, в классе, во временных (предметных) группах, индивидуальное обучение.

 

4. Элективные курсы, учебно-творческие мастерские (по сути практико-ориентированные элективные курсы) направлены в основном на выстраивание технологического направления и углубление образовательной области «Технология», а также способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

 

5. Использование компетентностного подхода, который, по оценкам ученых, дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М.Ковалева), проявляется как обновление образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д. Фрумин), как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А. Болотов), поможет создать условия для формирования готовности учащегося к профессиональному самоопределению и самостоятельной деятельности по полному циклу: целеполагание – планирование – самоорганизация – саморефлексия – самокоррекция вне зависимости от сферы приложения его будущих усилий, для формирования ключевых компетентностей. В результате разработки проблемы компетентностного подхода выделено 5 ключевых компетентностей, которые педагогический коллектив школы способен реализовать в своей практической деятельности и которые отражают специфику образовательной деятельности школы. Это проектная, коммуникативная, здоровьесберегающая, ИКТ-компетентность, компетентность профессионального самоопределения. Причем, этот набор компетентностей одновременно формируется и у учащихся, и у педагогов.

 

6. Для реализации компетентностного подхода необходимо создание образовательного пространства с учетом особенностей предпрофильной и профильной подготовки, предусматривающих смену видов деятельности: урочной и внеурочной, учебной и проектной, проектно-игровой и трудовой, творческой и репродуктивной, исследовательской и спортивной, групповой, микрогрупповой и индивидуальной. В решении этой задачи представляется целесообразным использование модели школы полного дня (ШПД). В школе имеются определенные традиции и ресурсы для реализации модели ШПД (опыт работы в качестве образовательно- культурного комплекса, наличие бассейна, двух физкультурных залов, спортивной площадки, компьютерных классов, учебно-творческих мастерских, развитой системы дополнительного образования (49 кружков), Центра здоровьесбережения, общественных объединений, системы самоуправления, столовой как структурного подразделения школы и др.).

 

7. Вместе с тем ресурсов собственной школы, мы отлично это понимаем, не хватает, чтобы учащийся мог самоопределиться и принять осознанные решения. Поэтому налажены контакты с учреждениями профессионального образования через модель социального партнерства. Выйти за пределы своей школы помогает участие в проекте «Телешкола», дистанционное обучение.

 

8. Перестройка образовательного процесса в соответствии со спецификой профильной и основной (предпрофильной) школы требует пересмотра традиционных форм и методов обучения, внедрения востребованных сегодня технологий, методов, поэтому весь педагогический коллектив школы интенсивно занимается освоением таких технологий, как проектная, компьютерные технологии, работа с портфолио, технология профильных и профессиональных проб, обучения в сотрудничестве, технологии консультирования, тренинговые технологии. Осмысление своей деятельности педагоги оформляют в индивидуальных исследовательских проектах. Особое внимание уделяется становлению тьюторства (н-р, методическая тема школы «Формирование тьюторской позиции педагогов»), так как тьюторская деятельность в своей основной части является совместной с учащимся деятельностью по выстраиванию и реализации его образовательной траектории, где ученик получает опыт постановки цели и интеграции для ее достижения различных результатов образования, а в итоге – осознает процесс управления своей образовательной деятельностью, осваивает наиболее существенные его компоненты, формирует компетентности, обеспечивающие ее успешную реализацию.

 

9. Важным инструментом рефлексии, отслеживания, обучения, наконец, общественной экспертизы происходящих изменений в УВП является ЦИО (Центр инновационного опыта), организованный на базе школы департаментом образования г. Перми. В 2007 году в рамках национального проекта «Образование» школа получила статус учреждения, внедряющего инновационные образовательные программы. Основные направления деятельности ЦИО - это исследовательское и транслирующее опыт школы в городское сообщество учителей технологии и других специалистов, занимающихся вопросами технологического образования и профилизации школы. Принцип действия ЦИО: «Обучая других, обучаешься сам».

 

10. Основным методом моделирования УВП технологической направленности в условиях комплексной профилизации образования в школе является программно- проектный. Разработанные проекты проходят фактически общественную экспертизу в различных конкурсах проектов.

 

Таким образом, мы считаем, что, внося изменения в содержание, технологию, организацию образовательного процесса в старших классах и основной школе, обеспечивая предпрофильную подготовку и профилизацию, реализацию компетентностного подхода, мы сможем осуществлять целенаправленную педагогическую деятельность по развитию у учащихся комплекса качеств, формированию умений и навыков, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения, повышения их конкурентоспособности на рынке труда, формирования ключевых компетентностей, эффективной социализации.

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.