Мой кабинет
Моя страница Мои блоги Мои вопросы Инструкция Пользователи портала
Образовательная волна
Все разделы Новости отрасли
"Детская школа искусств" Мотовилихинского района"Ленинградский квартал""РИТМ" Центр детского творчества"Рифей" детско-юношеский центр"Техно-Школа им. В.П. Савиных""Юность" центр детского творчества«Патриотической воспитание»«Уникальное образование»I love EnglishWeb2.0XI фестиваль искусств имени Д.Б. КабалевскогоАктивное начало учебного года в МАОУ «СОШ №79»Блог Дома учителяБлог разработчиковБрейн-рингВоенно-патриотическое воспитаниеВосточный центр МАОУ "Гимназия № 2" г. ПермиВсероссийский конкурс методических разработок преподавателей русского языка и литературыГимназия № 2 - школа бережливого производстваГимназия № 31Гимназия №8Гимназия самореализации Гимназия №7Городская проблемная группа педагогов по реализации программы "Детство" (Индустриальный район)Городское методическое объединение педагогов по ИЗО деятельностиГородское методическое объединение педагогов по изобразительной деятельностиГородской конкурс «Звёздный дождик»Городской совет ветерановГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙД. Батин опера "Малахитовая шкатулка на сценах школ г. ПермиДворец детского(юношеского) творчестваДерево Добрых делДети на оперной сценеДетский сад "Калейдоскоп"Детский сад "Парма"Детский сад № 281Детский сад № 49 "Олимпик" сообщаетДетский сад №6 г. ПермиДетский сад- сказочная страна!Детское программированиеДля Вас, родители!Для родителей [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]ДЮЦ В. СоломинаЕГЭИ снова о театре!!! В мае закрылся очередной театральный сезон детского театра «ЛИК» МАДОУ «Центр раИгровая технология интеллектуально-творческого развития "Сказочные лабиринты игры" В.В. ВоскобовичаИкаренок "Народные торжища мастеровых" сезон 2018-2019гИнженерная школаинклюзивное образование дошкольников с ОВЗИнтервью с учителемИнформационная служба гимназии им. С.П. ДягилеваИнформационная служба школы №61Информационные технологииИнформационные технологии в образованииКаникулы. ЛетоКиокушинкай (СОШ №32)Классный руководительКонкурсы на организацию питанияКонструктор успехаКраевой форумКурс "Я-бренд"Лагеря досуга и отдыхаЛетний выездной фестиваль "Техно-Пермь"МАДОУ "Детский сад "Театр на Звезде" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 167" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 265" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 347"МАДОУ "Детский сад № 377" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 384"г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 395"МАДОУ "Детский сад № 422"МАДОУ "Детский сад № 85" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 90 " Оляпка"МАДОУ "Детский сад №390"МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 272"МАДОУ "ЦРР - детский сад № 46" г. ПермиМАДОУ "ЦРР-детский сад № 47" г. ПермиМАДОУ №111МАДОУ"Детский сад №23"г.ПермиМАОУ "Гимназия № 33"МАОУ "Гимназия № 5" г.ПермиМАОУ "СОШ № 111"МАОУ "СОШ № 118" г.ПермиМАОУ "СОШ № 133"МАОУ "СОШ № 6" г.ПермиМАОУ "СОШ № 72" г.ПермиМАОУ "СОШ № 91" г. ПермиМАОУ "СОШ №119"МАОУ "СОШ №123"МАОУ "СОШ №14" г. ПермиМАОУ "СОШ №24" г. ПермиМАОУ "СОШ №41"МАОУ "СОШ №42" Школа современных технологий и сервисаМАОУ "СОШ №55" г. ПермиМАОУ «Гимназия №3», дела и лицаМАОУ «СОШ № 44» г. ПермиМАОУ Город дорогМАОУ СОШ 120МАОУ СОШ №50МАОУ СОШ №63МАОУ СОШ №96 г.ПермьМАОУ СОШ МастерградМАОУ ЭнергоПолис ПермьМАОУ"СОШ№24"г.ПермиМБДОУ "Детский сад №"92"МБОУ "Школа №154 для обучающихся с ОВЗ"МБОУ "Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. ПермьМедиацентр МАОУ "Школа - интернат №85"Менеджмент в ПЛ№1Методическая копилка [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]Методическая работаМетодическая служба Индустриального района (сопровождение деятельности ДОУ)Методические материалы из опыта работы учителя английского языка МАОУ «Гимназия №2» Королевой ЛарисыМО учителей-дефектологовМолодые специалистыМОУ "Средняя общеобразовательная школа № 120", г. ПермьМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. ПермьМузейная игра «Первоклассные открытия»музыкальное образование в школеМуниципальный конкурс грантовНовостиНовости в сфере дошкольного образованияНовости детского сада 404Новости класса Росгвардии в МАОУ "СОШ №79"Новости культурной жизни ПермиНовости МАДОУ № 252Новости МАДОУ"ЦРР - ДЕТСКИЙ САД № 47"Новости МАОУ " Школа 18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Гимназия № 33"Новости МАОУ "Лицей №4"Новости МАОУ "Лицей №9"Новости МАОУ "СОШ№ 94" г.ПермиНовости МАОУ "СОШ№ 94" г.Перми.Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ" г.Перми, II корпусНовости от первоклассников МАОУ "СОШ №79"Новости отраслиНовости проекта «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»Новости школыНОУ Академия родительского образованияОлимпиада 2016-2017Олимпиада 2017-2018Олимпиада 2018-2019Олимпиада 2019-2020Олимпиады 2011-2012Олимпиады 2012-2013Олимпиады 2013-2014Олимпиады 2014-2015Олимпиады 2015-2016Пермские писатели в МАОУ "СОШ №79"Пермячок.ru. Обучение с увлечениемПетролеум Плюс Школа №102Поздравляем педагогов нашего детского сада с участием в краевом конкурсе методических материалов "МЫПозитивные инициативыПомним и гордимся!!!Помочь? Легко!пресс-центр МАОУ "СОШ № 12"Пресс-центр МАОУ СОШ №120Пресс-центр МАОУ СОШ №49Пресс-центр СОШ120Проект "12 месяцев- 12 конкурсов в действии"Проект "Детский шумовой оркестр"Проект "По галактике профессий"Проект "Профразведка"Проект «Профилактика правонарушений»Проектная деятельность в МАОУ "СОШ №79"Прокуратура напоминаетПрофессиональные пробы лаборатории «Чистый мир» МАОУ «СОШ№ 94» г.Перми.Публикации отраслиПубликации отрасли «Образование»Публичные докладыРасскажи о любимом учителеРасскажи Перми о любимом учителермо учителей русского языка и литературы Орджоникидзевского районаРобототехника в Пермском краеРябова Лариса ИвановнаС Думой о детяхСеминар «Формирование универсальных учебных действий посредством включения учащихся в исследовательсСказка.руСлужба поддержки порталов отрасли «Образование»СМИ о насСОШ №131Спортивные победыСтанция детского и юношеского туризма и экскурсий г. ПермиТворим добро!Творчество и мастерствоТвоя жизнь в твоих рукахУникальная IT-школа №10Учащиеся МАОУ "СОШ №79" учат ПДДУченики МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!Ученики МАОУ «СОШ №79» узнают историю своего краяУченицы МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины в спорте!Учимся вместе с мамой.Учитель и его проблемыУчителя МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!!!Федеральный государственный образовательный стандартФотоника МАОУ СОШ № 93Химико-технологическая школа "СинТез"Центр Инновационного опытаШкола 25. СобытияШкола 87 Глубина знаний. Тепло отношений. Радуга возможностей.Школа биотехнологий СпектрумШкола дизайна «Точка»Школьное СМИ "КАДР99" МАОУ "СОШ99"Школьные новости МАОУ "СОШ №81"Школьный симфонический праздник
О проекте

Образовательная волна

Публикации отрасли «Образование» ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Е. А. Гилева,

А. С. Куляпин

Журнал «Школа и производство» №4, 2008

 

Школа № 135 г. Перми в 2007 г. отметила свой 20-летний юбилей победой в конкурсе образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Все эти годы педагогический коллектив постоянно стремился внедрять инновации в образовательный процесс.

 

В 1993 г. на базе школы № 135 была открыта областная экспериментальная площадка по разработке модели школы как образовательно-культурного комплекса. Данная модель предполагала создание образовательного учреждения, органично сочетающего в себе различные культурно-образовательные уклады: общее и дополнительное образование — театр, кино и телеискусство; спорт и физическая культура; музыка. Для этого имелись предпосылки: еще в 1990 г. на базе школы были открыты спортивные классы, в 1991 г. организована детская школа искусств музыкального направления, а в 1992 г. — детская киноакадемия. Путь к созданию технологической школы начался в 1994 г., когда мы отказались от сотрудничества с учебно-производственным комбинатом № 3, т.к. учащихся не устраивал предлагаемый перечень профессий. Тогда на базе школы были созданы учебно-творческие мас­терские (УТМ). Первоначально УТМ были ори­ентированы на учащихся старших классов, где они проходили допрофессиональную подготов­ку. Преподавание велось по 8 направлениям: де­коративно-прикладное искусство, обработка ткани, резьба по дереву, автодело, основы теат­рального мастерства, основы тележурналистики и телережиссуры, домашнее музицирование, инструктор по физической культуре. В УТМ ра­ботали как учителя технологии, так и педагоги дополнительного образования из детской кино­академии, школы искусств и спортивной школы. Набор в мастерские осуществляется после про­ведения педагогами УТМ презентации в начале 10 класса, две недели отводится на формирова­ние учебных групп на условиях конкурсного на­бора (выполнение творческих заданий). Про­цесс обучения рассчитан на 2 учебных года. Для преподавания были разработаны новые трех­уровневые учебные программы, организацион­но сочетающие основное и дополнительное образование и рассчитанные на коллективные и индивидуальные занятия. В программах предус­мотрено выполнение коллективных учебных проектов социальной направленности: проведе­ние школьных праздников и досуговых меро­приятий, создание наглядных пособий, оформ­ление интерьера школы. На учебный процесс в УТМ выделялось дополнительное финансирова­ние за счет ставок педагогов дополнительного образования.

 

Ознакомившись в 1996 г. с эксперименталь­ной программой «Технология», мы больше всего заинтересовались интегративным подходом, ко­торый позволял на практике реализовать идею создания единого образовательного простран­ства, органично сочетать предметное обучение, воспитание и дополнительное образование, осу­ществлять личностно ориентированный подход. С внедрением в образовательный процесс про­граммы «Технология» идея образовательно-культурного комплекса получила организацион­ное и содержательное завершение. Первые ре­зультаты были отмечены на всероссийском уровне: в 1997, 1998 гг. наша школа удостоена звания «Школа года».

 

В 1998 г. произошли значительные изменения в организации образовательного процесса в школе. Были утверждены новый вариант ВУП, включающий 7 образовательных областей, в том числе и «Технологию» и новые нормативные до­кументы, регламентирующие типы и виды обра­зовательных учреждений, среди которых не бы­ло образовательных комплексов, но были школы с углубленным изучением отдельных предметов. Поскольку реализация экспериментальной про­граммы по технологии, организация проектной деятельности учащихся повысили качество обу­чения и престиж школы, мы пришли к выводу, что статус школы с углубленным изучением предметов образовательной области «Техноло­гия» является для нас наиболее оптимальным. При этом опыт работы, накопленный школой в режиме образовательно-культурного комплек­са, оказался бы практически востребованным. В школе имелись и необходимые ресурсы: учебно-методическое обеспечение, кадровый потенци­ал, материально-техническая база. В 1998/99 учебном году школа прошла аттес­тацию и была аккредитована в статусе школы с углубленным изучением предметов образова­тельной области «Технология». Для реализации системного подхода была разработана школьная комплексная программа «Технология», в основу которой заложили идею интегративного подхо­да к обучению в условиях единого образователь­ного пространства. Углубленное изучение пред­метов образовательной области «Технология» предусматривало не только расширение содер­жания образования по технологии, но и введе­ние в преподавание других предметов блоков технологического содержания. В учебном плане школы на технологию были выделены дополни­тельные часы из вариативной части. С 1 по 11 класс изучался блок «Основы экономических знаний», причем в 10—11 классах как самостоя­тельный предмет «Экономика. В 7 классе ввели блок «Основы информационных технологий», после которого в 8 классе при изучении инфор­матики создавались группы на основе диффе­ренциации в обучении. В 8 классе изучался блок «Основы потребительских знаний», в 9 классе — блок «Профессиональное самоопределение». С 2000 г. с 5 по 11 класс был введен блок «Основы проектной деятельности». Кроме черчения в 9 классе, на освоение графической грамотности выделялись учебные часы в 7 и 8 классах (всего за 3 года — 68 учебных часов). Для реализации интегрированного подхода в обучении техноло­гии было предусмотрено изучение девочками блока «Основы электротехники» в 8 классе и блока «Основы ремонтно-отделочных работ» в 9 классе; мальчики дополнительно изучали кули­нарию в 8 — 9 классах и обработку ткани в 9 клас­се. Для этого в расписании предусматривалась смена учебных мастерских (и обмен преподава­телями) . После окончания 9 класса все учащиеся в обязательном порядке сдавали экзамен по тех­нологии в устной форме, содержание вопросов в билетах предусматривало знание всех блоков и модулей, изучавшихся на уроках технологии с 5 по 9 класс. В 10—11 классах ученики проходили обучение в УТМ. Изменился перечень УТМ: мас­терские декоративно-прикладного искусства и обработки ткани объединились в мастерскую «Народное творчество России»; мастерские по домашнему музицированию и основам театраль­ного мастерства полностью перешли в разряд дополнительного образования; со временем бы­ла закрыта и мастерская по автоделу из-за требований САНПиНа. Были открыты 2 новые мас­терские: «Основы музееведения» — для учащих­ся, интересующихся историей и экскурсионным делом, и «Основы педагогики» — для учащихся, которые имеют интерес к организации школь­ных досуговых мероприятий, волонтерскому движению, работе с младшими школьниками (будущие педагоги). Изменения отражали инте­ресы учащихся, возможности материальной ба­зы школы и наличие педагогических кадров. Кроме уроков технологии, существовала широ­кая сеть кружков и спортивных секций, где уча­щиеся могли реализовать себя. Часть кружков была ориентирована на технологическую подго­товку школьников.

 

В соответствии с программой все учащиеся со 2 по 11 класс выполняли ежегодные учебные проекты по технологии, причем требования к оформлению проектной документации услож­нялись от класса к классу. Сами проекты также имеют различный уровень сложности: от инди­видуальных (2 — 7 классы) до групповых (в 8 —9 классах) и коллективных (в 10— 11 классах). Ито­говая оценка за год по технологии выставляется с учетом всех оценок, полученных при изучении блоков технологического содержания и оценки за проектную деятельность. Для реализации сис­темы технологического образования были раз­работаны необходимые локальные акты, при­мерные формы отчетной документации, требо­вания к оцениванию проектной деятельности, примерные экзаменационные вопросы. Данная образовательная программа в 1999 г. на I Всерос­сийском конкурсе учебно-методических мате­риалов отмечена дипломом лауреата.

 

Получение нового статуса было связано с разработкой концепции технологической шко­лы, ориентированной на формирование у школьников основ технологической культуры. Опыт работы по интеграции основного и допол­нительного образования позволил нам органич­но соединить два направления образовательной деятельности: обучение и развитие творческих способностей учащихся. Для мониторинга раз­вития творческих способностей школьников специально была создана социально-психологи­ческая лаборатория, которая постоянно прово­дила диагностирование интересов и способнос­тей учащихся, изучала уровень удовлетворенно­сти системой реализации дополнительного и технологического образования в школе, осу­ществляла психологическое консультирование.

 

Важнейшая задача школы — подготовка уча­щихся к осознанному выбору жизненного и про­фессионального пути, к успешной социализации в обществе. Решать ее позволяет система проект­ной деятельности, опыт реализации которой в школе уже к этому времени имелся. В 2000 г. школа получила статус городской эксперимен­тальной площадки по теме «Разработка модели образовательного процесса, направленного на формирование основ проектной деятельности у школьников». Постепенно метод проектов из образовательной области «Технология» распро­странился на дополнительное образование и сферу воспитательной деятельности — проведе­ние досуговых мероприятий и коллективных творческих дел. Метод проектов стал активно использоваться в других учебных предметах, в работе школьного научного общества учащихся.

 

Проектный метод способствовал интеграции учебных предметов. В программы всех учебных дисциплин были внесены коррективы, обеспе­чивающие межпредметные связи с технологией, что позволяло ученикам более качественно вы­полнять проектные работы. Был составлен гра­фик организации проектной деятельности уча­щихся всех классов в течение учебного года, по­скольку 16 учебных часов, рекомендованных программой по технологии на проектную дея­тельность, использовались не в IV учебной чет­верти, а в течение всего учебного года. Для учи­телей-предметников были разработаны реко­мендации по включению в программу своего предмета технологического компонента с указанием сроков его изучения. Педагоги скорректи­ровали учебные программы и тематические пла­ны с учетом рекомендаций по технологии. На­пример, по физике в 8 классе механика полно­стью изучалась в I полугодии, т.к. это было необ­ходимо для изучения в рамках технологии блока «Основы электротехники» во II полугодии 8 класса. На уроках истории специально выделя­лось время для обсуждения исторических сведе­ний, представляемых учащимися в проектной документации к учебному проекту по техноло­гии. В проектную документацию специально I был введен с 9 класса раздел «Аннотация», кото­рый выполняется на русском и иностранном языках, на уроках русского и иностранных язы­ков учащихся специально обучают составлению деловой документации. Требования к оформле­нию проектной документации согласуются с те­матикой изучаемых предметов: например, компьютерное оформление разрешено только с 8 класса, когда изучается информатика; раздел «Теоретическое обоснование» вводится с 7 клас­са, когда начинается изучение физики и химии; раздел «Экономическое обоснование» в полном объеме с расчетом себестоимости проектного изделия требуется лишь в 9 классе, когда изуче­ны основы экономики. В 10—11 классах в про­ектной документации появляется раздел «Опи­сание процесса проектной деятельности», где представлены план работы и анализ процесса и результатов проектной деятельности всех участ­ников коллективного проекта, выполняемого в учебно-творческих мастерских.

 

Мы считаем очень важным, что внедрение метода проектов позволяет организовать совме­стную деятельность родителей и детей, а также учеников и учителей. Сейчас проектная деятель­ность в школе реализуется на уровне ученичес­кого, педагогического и управленческого проек­тирования. Все учащиеся со 2 по 11 класс выпол­няют учебные проекты по технологии, причем сначала они изучают предмет «Основы проект­ной деятельности», а практически выполняют проектное изделие на уроках технологии. Учеб­ные проекты выполняются в сфере технологиче­ского, гуманитарного и социального проектиро­вания. Технологические проекты предусматри­вают выполнение конкретных изделий. В 9 клас­се вводятся групповые проекты социальной на­правленности: проведение школьных праздни­ков и досуговых мероприятий, благоустройство школьной территории, организация летнего от­дыха младших школьников. Учащиеся 10—11 классов разрабатывают индивидуальный гума­нитарный проект «Мой профессиональный вы­бор», где на основе результатов психологичес­кой диагностики и изучения блока «Профессио­нальное самоопределение» составляют соб­ственный жизненный план, планируют профес­сиональную карьеру и необходимую деятель­ность на период обучения в школе по подготовке к профессиональному образованию.

 

Постепенно к проектной деятельности стали присоединяться и учителя, которые разрабаты­вают и реализуют собственные педагогические проекты, ориентированные на повышение уров­ня профессиональной компетентности. Также появились совместные ученическо-педагогические проекты. Например, классный руководитель ставит для себя задачу активизации обществен­ной деятельности учащихся в 8 — 9 классах и предлагает школьникам подготовить новогод­нюю елку для учащихся 1 классов. Классный ру­ководитель разрабатывает собственный проект и решает педагогические проблемы по работе с классом в процессе организации проектной дея­тельности школьников, а ученики разрабатыва­ют и реализуют ученический социальный про­ект и проводят новогоднюю елку.

 

Административные проекты реализуются в управлении образовательным процессом. Все эти наработки позволили нам разработать про­грамму развития школы, которая ориентировала педагогов на создание образовательной систе­мы, формирующей у школьников не только тех­нологическую культуру, но и готовность к про­ектной деятельности как важнейшему компо­ненту жизнедеятельности человека. Благодаря системной проектной деятельности и интегра­ции обучения и воспитания силами педагогов и учащихся в 2002 г. на базе школы был открыт «Музей истории Пермского кино и телевиде­ния». Результаты деятельности школы в данном направлении также получили высокую оценку: в 2001 г. школа стала победителем Всероссийского конкурса «Школа века».

 

Таким образом, метод проектов можно счи­тать системообразующим фактором образова­тельного процесса, придающим ему практичес­кую направленность. Привлекательность про­ектного метода обучения состоит еще и в том, что учащиеся учатся планировать, анализиро­вать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, повышает интерес к учебе и улуч­шает результаты обучения. Школа системно и последовательно внедряет в учебный и воспита­тельный процессы проектную деятельность, в частности проекты, направленные на развитие субъектности в профессиональном самоопреде­лении. К данной категории мы относим педаго­гические проекты учителей, направленные на повышение их профессиональной компетентно­сти, а также учебные проекты учащихся 9 клас­сов в предпрофильной подготовке и учащихся 10 классов в профильном обучении.

 

Сформированная учебная деятельность по­зволяет учащимся проектировать свои профес­сиональные планы, индивидуальные образова­тельные программы и вместе с родителями вы­ступать заказчиками дополнительных образо­вательных программ и платных услуг. Напри­мер, создаются учебные группы для подготовки учащихся к ЕГЭ, осуществляется углубленное изучение отдельных предметов или тематичес­ких разделов; психологами проводится диагнос­тика профессиональной пригодности и уровня готовности старшеклассников к получению про­фессионального образования.

 

На сегодняшний день в школе активно реали­зуется концепция профильного обучения. Це­лью образовательного процесса школы является обеспечение получения среднего (полного) об­разования с углубленным изучением группы предметов, необходимых для продолжения обу­чения на следующих ступенях: НПО, СПО, ВПО; воспитание свободного гражданина со сформи­рованными ценностями и социально-значимы­ми компетентностями, с развитыми интеллекту­альными способностями, широким культуроло­гическим взглядом на мир и кругом интересов, с чувством личной ответственности и высоким уровнем нравственности, способного к продук­тивной преобразовательной деятельности; ори­ентированного на саморазвитие и жизненное самоопределение. Все эти задачи нашли отраже­ние в учебном плане и программах. Распределе­ние часов вариативной части учебного плана на­правлено на обеспечение преемственности сту­пеней обучения, расширение возможностей вы­бора в соответствии со способностями и склон­ностями учащихся, на углубленное изучение об­разовательной области «Технология».

 

Углубленная технологическая подготовка обеспечивается, с одной стороны, увеличением количества часов на нее, а с другой — внесением технологического компонента в содержание всех учебных предметов. Так, в начальной школе реализуются программы «Технология» (с моду­лем «Информатика») и «Математика и констру­ирование», которые дают возможность допол­нить образовательные области «Математика» и «Технология» практической конструкторской деятельностью.

 

Учебный план II ступени также обеспечивает принцип преемственности. В 5 —9 классах часы вариативной части распределены на предметы, которые в старших классах составят основу двух профильных потоков: социально-технологичес­кого и информационно-технологического. Тех­нологическое направление продолжают предме­ты «Основы проектирования» (5 — 9 классы), «Черчение» (8 класс), «Технология» (9 класс), ко­торая реализуется через учебно-творческие мас­терские и позволяет осуществлять предпрофильную подготовку выпускников основной школы.

 

Факультативы (5 — 8 классы) и курсы по выбо­ру (9 класс) обеспечивают предпрофильную под­готовку информационного и социального на­правлений: экономика, право, математика, ин­формационные технологии. Такой вариант учеб­ного плана обеспечивает формирование у уча­щихся основной школы системы общеучебных умений, навыков самообразования, основ техно­логической и проектной культуры; способствует созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, адекватной оценке собственного потенциала с точки зрения обра­зовательной перспективы, способности к адап­тации в новой жизненной ситуации и успешной социализации.

 

Предпрофильная подготовка учащихся осу­ществляется по следующей схеме (табл. 1):

 

Таблица 1

 

5-8 классы

9 класс

Факультативные курсы

в соответствии с интересами и

способностями учащихся

Профессиональные пробы в УТМ

Конструирование индивидуального учебного плана для профильного обучения в 10—11 классах

Курсы по выбору

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения

Научное общество учащихся

Согласование жизненных и профессиональных планов школьников с позицией родителей

 

Концепция развития школы предполагает, а учебный план обеспечивает реализацию фунда­ментального положения о том, что ученик нашей школы к 9 классу становится образованнее, куль­турнее и «здоровее», чем среднестатистический выпускник основной школы за счет системного подхода к реализации образовательного процесса.

 

В течение 10 лет реализуется школьная ком­плексная программа «Здоровье», которая пред­полагает создание здоровьесберегающей обра­зовательной среды и обучение учащихся навы­кам здорового образа жизни. В 2003 г. школа ста­ла участником регионального пилотного проекта как базовая школа по организации здоровьесбережения всех участников образовательного про­цесса. В 2004 г. был создан «Центр здоровьесбережения», который занимается организаци­онными вопросами по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, оказывает консультативную помощь всем участ­никам образовательного процесса, проводит мо­ниторинг состояния здоровья школьников.

 

Учебный план III ступени может повлиять на выбор учащимися сферы профессиональной де­ятельности и направления образования в про­фильной школе. Вариативная часть учебного плана используется для реализации индивиду­альных учебных планов, которые ориентируют учащихся на технические и гуманитарные спе­циальности СПО, ВПО, обеспечивающие обслу­живание технологической производственной сферы. На старшей ступени учебный план пред­полагает формирование 4 направлений про­фильного обучения (табл. 2).

 

Также в школе накоплен большой опыт рабо­ты по краеведению на I и II ступенях обучения. Курс «Краеведение» во 2 — 4 классах направлен на изучение творчества поэтов и писателей При­камья, развитие и расширение представлений о родном крае и помогает учащимся в дальнейшем приступить к изучению таких курсов, как геогра­фия, история, научить их видеть свой край час­тью единого мирового пространства. Продолже­нием данного направления является курс «Лите­ратурное Прикамье» в 5, 6 классах и «История Прикамья» — в 7, 8 классах, «Растения Прика­мья» — в 6 классе, «География Прикамья» — в 8, 9 классах и «Экология Прикамья на рубеже XXI века» — в 9 классе. Второе направление — граж­данско-правовое — представлено учебными кур­сами по праву, экономике, профессиональному самоопределению, физическому и психическому благополучию с 5 по 9 класс, курсом правоведе­ния в 10—11 классах.

 

Школа активно участвует в сетевом проекте информатизации системы образования и в раз­витии дистанционных форм обучения. В 2007/08 учебном году школа также включилась в реали­зацию сетевого проекта «Телешкола», позволя­ющего в режиме дистанционного обучения реа-лизовывать индивидуальные образовательные планы старшеклассников.

 

Большое внимание администрация школы уделяет и работе с родителями. В декабре 2005 г. отдельные инициативные группы родителей бы­ли объединены в «Академию творческой педаго­гики при школе № 135», которая осуществляет просветительскую работу с родителями.

 

Направления профильного обучения

 

Таблица 2

 

Информационно-технологическое

Социально-технологическое

Индустриально-технологическое

Универсальное

Базовый уровень: иностранный язык, русский язык, литература, география, история, обществознание, гражда-новедение, биология, физика, химия, физкультура

Базовый уровень: иностранный язык, обществознание, геогра фия, граждановедение, биология, физика, химия, физкультура, математика, МХК, информатика

Базовый уровень: иностранный язык, русский язык, литература, география, история, обществознание, граждановедение, биоло гия, химия, физкультура

Базовый уровень: иностранный язык, литература, география, история, обществознание, граждановедение, биология, физика, химия, МХК, физкультура, ОБЖ

Профильный уровень: технология, математика, информатика

Профильный уровень: технология, русский язык, литература, история, право, экономика

Профильный уровень: технология, математика, физика

Профильный уровень: технология, математика, ОБЖ, русский язык

Элективные курсы. (Основы технического обслуживания компьютера.

Компьютерный дизайн. Компьютерное проектирование. Прикладная информатика.

Основы ораторского искусства. Деловой русский язык. Культура речи. Инженерное творчество.

Основы делового успеха. Введение в социологию. Основы маркетинга.)

Дополнительные платные образовательные услуги. (Подготовка к ЕГЭ по математике, русскому языку и другим учебным предметам; психологическое консультирование; оздоровительные занятия.)

Занятия проводятся в форме лектория, учебных се­минаров, психологических тренингов, к кото­рым администрация школы привлекает специа­листов из различных сфер деятельности: психо­логии, педагогики, правоведения, экономики.

 

В настоящее время динамично развивается новая форма общественно-государственного уп­равления образовательным учреждением: Уп­равляющий совет создан из представителей ро­дительской, научно-педагогической обществен­ности, депутатов, представителей общественно­го территориального самоуправления «Садо­вый», малого бизнеса и промышленного ком­плекса Прикамья. Деятельность Управляющего совета направлена на развитие социального партнерства с лицеями, колледжами, вузами и промышленным комплексом города Перми. Ад­министрацией школы заключены договоры о со­трудничестве с рядом учебных заведений, кото­рые позволяют использовать внешкольную учебную базу для осуществления технологичес­кой подготовки старшеклассников, профориентационной работы, организации учебной прак­тики в профильных классах. Социальная прак­тика учащихся, наличие необходимой локальной нормативно-правовой базы, выпуск школьной многотиражки «Просто газета», создание школьного сайта, взаимодействие с депутатами Законодательного Собрания и Городской Думы позволяют Управляющему совету формировать позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к школе.

 

Для реализации приоритетов развития школа имеет необходимые кадровые, информацион­ные, организационные, мотивационные ресур­сы. Разработана необходимая нормативно-пра­вовая база: Положение о формировании инди­видуальных учебных планов учащихся старшей ступени, Положение о профильных классах, По­ложение об учебно-творческих мастерских, По­ложение о профильном лагере, Положение об итоговом контроле знаний учащихся перевод­ных классов, Положение о научном обществе учащихся и ряд других, которые позволяют ком­плексно и на системном уровне осуществлять технологическую подготовку учащихся в пол­ном объеме как в урочное, так и во внеурочное время в течение всего учебного года.

 

С 2006 г. школа является экспериментальной площадкой Министерства образования Перм­ского края по теме «Комплексное обеспечение процесса профилизации образования в школе (на материале создания профильной школы тех­нологического направления)».

 

Планируя дальнейшее развитие школы, мы рассматриваем ее как институт социализации, модель социального мира, где школьник осваи­вает его законы в процессе специально органи­зованной деятельности, а учитель рассматрива­ется как создатель среды, обеспечивающей ус­воение гражданских норм и ценностей в процес­се активной деятельности самого ребенка (субъ­екта деятельности).

 

Лишь в этом случае будут решены основные задачи школы как института профессионально­го самоопределения и социализации — усвоение учащимися норм поведения и формирования собственной позиции, своего отношения к усва­иваемым нормам и ценностям.

 

Предполагается, что в старшем звене будет создана глубоко дифференцированная (вплоть до индивидуализации) образовательная система, способная с учетом способностей и интересов ученика содействовать реализации его жизнен­ных и профессиональных планов. Фундамен­тальной характеристикой культивируемой шко­лой модели образовательного процесса является его интегративность, т.е. органическое сочета­ние, с одной стороны, учебного процесса с ак­центом на технологическую подготовку учащих­ся и с другой — социально-гуманитарного разви­тия школьников как необходимой предпосылки для успешной реализации концепции «культур­ного специалиста» любого уровня.

 

В 2007 г. школа начала реализацию проекта «Профильная технологическая школа полного дня», ориентированного на решение следующих задач:

 

  1. создание модели образовательного процес­са школы профильного технологического обуче­ния, ориентированной на реализацию компетентностного подхода в обучении детей с сущес­твенно различными способностями, но с единой направленностью на самореализацию в сфере профессиональной деятельности;
  2. разработка и реализация интегративного подхода в обучении, основанного на использова­нии метода проектов;
  3. эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе ин­формационно-коммуникационных;
  4. обеспечение доступности качественного образования, предоставление возможности по лучения образования в различных формах;
  5. формирование позитивного отношения со­циума, родителей к школе;
  6. создание благоприятного психологическо­го климата в образовательном процессе.

Данная организационная модель предусмат­ривает изменение режима учебного времени школьников. Кроме учебных предметов, отра­женных в расписании уроков, предусмотрена специальная организация внеурочного време­ни учащихся. Разработано расписание с учетом интересов учащихся и подготовлены помеще­ния для дополнительного образования, осу­ществления профильного обучения. Специаль­но оборудованы помещения и подготовлены специалисты для работы групп продленного дня в начальной и основной школе. Скорректиро­вано расписание и план работы социально-пси­хологической службы для работы с учащимися и родителями. Организована работа столовой в течение всего учебного дня. Налажены посто­янное медицинское наблюдение и обслужива­ние школьников, предусмотрена возможность осуществления оздоровительных процедур и спортивных занятий. Учащиеся имеют возмож­ность получить консультации учителей-пред­метников. Классные руководители осуществля­ют планомерную воспитательную деятельность в соответствии с интересами и возможностями учащихся.

 

В заключение хочется сказать, что разрабо­танная нами модель образовательного процесса не является специфической, присущей только нашей школе. Принципы и подходы, использо­ванные в нашей модели, могут быть реализова­ны в любой школе, городской или сельской. Дан­ная модель организации технологического обра­зования школьников адаптивна, т.к. блочно-модульный принцип ее построения позволяет вно­сить необходимые изменения в содержание об­разования с учетом имеющегося опыта, тради­ций и образовательных приоритетов конкрет­ной школы. Использование проектной деятель­ности позволяет осуществлять личностно ориен­тированный подход в обучении школьников. Но самым главным результатом может стать фор­мирование образовательного сообщества уча­щихся, педагогов, родителей, объединенных об­щими целями и интересами, совместно управля­ющих образовательным процессом, стремящих­ся к повышению престижа школы в социуме.

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.