Мой кабинет
Моя страница Мои блоги Мои вопросы Инструкция Пользователи портала
Образовательная волна
Все разделы Новости отрасли
"Детская школа искусств" Мотовилихинского района"Ленинградский квартал""РИТМ" Центр детского творчества"Рифей" детско-юношеский центр"Техно-Школа им. В.П. Савиных""Юность" центр детского творчества«Патриотической воспитание»«Уникальное образование»I love EnglishWeb2.0XI фестиваль искусств имени Д.Б. КабалевскогоАктивное начало учебного года в МАОУ «СОШ №79»Блог Дома учителяБлог разработчиковБрейн-рингВоенно-патриотическое воспитаниеВосточный центр МАОУ "Гимназия № 2" г. ПермиВсероссийский конкурс методических разработок преподавателей русского языка и литературыГимназия № 2 - школа бережливого производстваГимназия № 31Гимназия №8Гимназия самореализации Гимназия №7Городская проблемная группа педагогов по реализации программы "Детство" (Индустриальный район)Городское методическое объединение педагогов по ИЗО деятельностиГородское методическое объединение педагогов по изобразительной деятельностиГородской конкурс «Звёздный дождик»Городской совет ветерановГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙД. Батин опера "Малахитовая шкатулка на сценах школ г. ПермиДворец детского(юношеского) творчестваДерево Добрых делДети на оперной сценеДетский сад "Калейдоскоп"Детский сад "Парма"Детский сад № 281Детский сад № 49 "Олимпик" сообщаетДетский сад №6 г. ПермиДетский сад- сказочная страна!Детское программированиеДля Вас, родители!Для родителей [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]ДЮЦ В. СоломинаЕГЭИ снова о театре!!! В мае закрылся очередной театральный сезон детского театра «ЛИК» МАДОУ «Центр раИгровая технология интеллектуально-творческого развития "Сказочные лабиринты игры" В.В. ВоскобовичаИкаренок "Народные торжища мастеровых" сезон 2018-2019гИнженерная школаинклюзивное образование дошкольников с ОВЗИнтервью с учителемИнформационная служба гимназии им. С.П. ДягилеваИнформационная служба школы №61Информационные технологииИнформационные технологии в образованииКаникулы. ЛетоКиокушинкай (СОШ №32)Классный руководительКонкурсы на организацию питанияКонструктор успехаКраевой форумКурс "Я-бренд"Лагеря досуга и отдыхаЛетний выездной фестиваль "Техно-Пермь"МАДОУ "Детский сад "Театр на Звезде" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 167" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 265" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 347"МАДОУ "Детский сад № 377" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 384"г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 395"МАДОУ "Детский сад № 422"МАДОУ "Детский сад № 85" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 90 " Оляпка"МАДОУ "Детский сад №390"МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 272"МАДОУ "ЦРР - детский сад № 46" г. ПермиМАДОУ "ЦРР-детский сад № 47" г. ПермиМАДОУ №111МАДОУ"Детский сад №23"г.ПермиМАОУ "Гимназия № 33"МАОУ "Гимназия № 5" г.ПермиМАОУ "СОШ № 111"МАОУ "СОШ № 118" г.ПермиМАОУ "СОШ № 133"МАОУ "СОШ № 6" г.ПермиМАОУ "СОШ № 72" г.ПермиМАОУ "СОШ № 91" г. ПермиМАОУ "СОШ №119"МАОУ "СОШ №123"МАОУ "СОШ №14" г. ПермиМАОУ "СОШ №24" г. ПермиМАОУ "СОШ №41"МАОУ "СОШ №42" Школа современных технологий и сервисаМАОУ "СОШ №55" г. ПермиМАОУ «Гимназия №3», дела и лицаМАОУ «СОШ № 44» г. ПермиМАОУ Город дорогМАОУ СОШ 120МАОУ СОШ №50МАОУ СОШ №63МАОУ СОШ №96 г.ПермьМАОУ СОШ МастерградМАОУ ЭнергоПолис ПермьМАОУ"СОШ№24"г.ПермиМБДОУ "Детский сад №"92"МБОУ "Школа №154 для обучающихся с ОВЗ"МБОУ "Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. ПермьМедиацентр МАОУ "Школа - интернат №85"Менеджмент в ПЛ№1Методическая копилка [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]Методическая работаМетодическая служба Индустриального района (сопровождение деятельности ДОУ)Методические материалы из опыта работы учителя английского языка МАОУ «Гимназия №2» Королевой ЛарисыМО учителей-дефектологовМолодые специалистыМОУ "Средняя общеобразовательная школа № 120", г. ПермьМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. ПермьМузейная игра «Первоклассные открытия»музыкальное образование в школеМуниципальный конкурс грантовНовостиНовости в сфере дошкольного образованияНовости детского сада 404Новости класса Росгвардии в МАОУ "СОШ №79"Новости культурной жизни ПермиНовости МАДОУ № 252Новости МАДОУ"ЦРР - ДЕТСКИЙ САД № 47"Новости МАОУ " Школа 18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Гимназия № 33"Новости МАОУ "Лицей №4"Новости МАОУ "Лицей №9"Новости МАОУ "СОШ№ 94" г.ПермиНовости МАОУ "СОШ№ 94" г.Перми.Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ" г.Перми, II корпусНовости от первоклассников МАОУ "СОШ №79"Новости отраслиНовости проекта «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»Новости школыНОУ Академия родительского образованияОлимпиада 2016-2017Олимпиада 2017-2018Олимпиада 2018-2019Олимпиада 2019-2020Олимпиады 2011-2012Олимпиады 2012-2013Олимпиады 2013-2014Олимпиады 2014-2015Олимпиады 2015-2016Пермские писатели в МАОУ "СОШ №79"Пермячок.ru. Обучение с увлечениемПетролеум Плюс Школа №102Поздравляем педагогов нашего детского сада с участием в краевом конкурсе методических материалов "МЫПозитивные инициативыПомним и гордимся!!!Помочь? Легко!пресс-центр МАОУ "СОШ № 12"Пресс-центр МАОУ СОШ №120Пресс-центр МАОУ СОШ №49Пресс-центр СОШ120Проект "12 месяцев- 12 конкурсов в действии"Проект "Детский шумовой оркестр"Проект "По галактике профессий"Проект "Профразведка"Проект «Профилактика правонарушений»Проектная деятельность в МАОУ "СОШ №79"Прокуратура напоминаетПрофессиональные пробы лаборатории «Чистый мир» МАОУ «СОШ№ 94» г.Перми.Публикации отраслиПубликации отрасли «Образование»Публичные докладыРасскажи о любимом учителеРасскажи Перми о любимом учителермо учителей русского языка и литературы Орджоникидзевского районаРобототехника в Пермском краеРябова Лариса ИвановнаС Думой о детяхСеминар «Формирование универсальных учебных действий посредством включения учащихся в исследовательсСказка.руСлужба поддержки порталов отрасли «Образование»СМИ о насСОШ №131Спортивные победыСтанция детского и юношеского туризма и экскурсий г. ПермиТворим добро!Творчество и мастерствоТвоя жизнь в твоих рукахУникальная IT-школа №10Учащиеся МАОУ "СОШ №79" учат ПДДУченики МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!Ученики МАОУ «СОШ №79» узнают историю своего краяУченицы МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины в спорте!Учимся вместе с мамой.Учитель и его проблемыУчителя МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!!!Федеральный государственный образовательный стандартФотоника МАОУ СОШ № 93Химико-технологическая школа "СинТез"Центр Инновационного опытаШкола 25. СобытияШкола 87 Глубина знаний. Тепло отношений. Радуга возможностей.Школа биотехнологий СпектрумШкола дизайна «Точка»Школьное СМИ "КАДР99" МАОУ "СОШ99"Школьные новости МАОУ "СОШ №81"Школьный симфонический праздник
О проекте

Образовательная волна

Публикации отрасли «Образование» ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОЛЖНЫ ДОПОЛНЯТЬ РЕАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ, А НЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ ЕЙ

Л. И. Лурье,

доктор педагогических наук, профессор, залуженный учитель Российской Федерации, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования

«Сибирский педагогический журнал», № 1, 2009

 

Современный мир охвачен интересом к информационным технологиям. Обретая мощь инструмента познания действительности, они сами являются объектом познания. Достигнув фантастического совершенства, электронные средства коммуникации стали основанием для духовных обобщений. В истории человечества не было этапа эволюции, который бы так существенно повлиял на жизнедеятельность человека, его мировоззрение.

Фантастика часто отстаёт от воплощенных на практике научно-технических идей. Даже как литературный жанр она быстро становится архаичной. Компьютерные технологии превосходят все ожидания. Человек еще не свыкся, не освоился с духовными исканиями «вместе с компьютером». Идеи научных обобщений при широчайшем доступе к миру информации, как и стремление понять себя в уединении, отстраненности от повседневных проблем и забот, имеют различные социокультурные дискурсы, требующие сопряжения в образовании. Мера востребованности информационных технологий определяется не только практикой, но и культурой. Творческое освоение действительности, в которую включена виртуальная реальность, становится актуальной педагогической проблемой. В школе и вузе необходимо знакомиться с техническими возможностями компьютера, а также исследовать сам процесс обучения с его использованием как таковой.

 

Современные технические средства меняют представления о значимости наук и художественного видения мира. С появлением ЭВМ возникло предположение о том, что математика исчерпала себя. Оказалось, она приобрела новый мощный инструментарий. Компьютер может обыграть самого сильного шахматиста, но ограничен в интерпретации образов реального мира. Мультимедийные технологии обладают колоссальными возможностями ретроспективы, перспективы, топологических трансформаций и других приёмов, усиливающих эффекты пространства и времени. Во многих случаях точность воспроизведения действительности не нужна, требуется метафоричность, позволяющая приблизиться к сути, поиск ракурса, который высвечивает смысл происходящего.

 

Динамика жизни, стремительно меняющаяся реальность не всегда позволяют ощутить этапы, сущностные фрагменты деятельности. «Остановись мгновенье, ты прекрасно», – говорил Мефистофель Гёте. Эффект момента в фотографии формирует мощное смысловое поле. «Фотография – не остановленное мгновение, а мгновение, бесконечно длящееся» [1], – считает А. Олейников. Впечатления, производимые фотографией, принципиально отличаются от восприятия видеоряда. Видеоизображение несёт в себе иную суть, чем совокупность отдельных кадров-фотографий, его образующих. Мы одновременно теряем и обретаем смысл, используя процессы дифференциации и интеграции в познании реальной жизни. Поиски репрезентативности явления могут привести к иллюзорности его восприятия: кинозарисовка не всегда отражает фабулу происходящего, фотографическое изображение урока может «не схватить» эмоциональный настрой, атмосферу, которая сама по себе не имеет зрительного образа, компьютер не способен выделить из потока информации определяющую идею.

 

Очень важен педагогический акт как фрагмент реального течения образовательного процесса, в котором с помощью информационных технологий различимы не только детали и отдельные изъяны, но и существенные для модельного представления составляющие. Компьютерная анимация, графика, дизайн пытаются в линиях и формах усилить восприятие реальности, подобно той убедительности, которой обладает слово. Образ мира, который при этом возникает, имеет глубокий дидактический и воспитательный смысл. Педагогические возможности информационных технологий требуют новых подходов к смыслообразованию, новой знаковости, совмещающей коды реальности и их разгадку в виртуальном пространстве. Обращаясь к виртуальному пространству, необходимо возвращаться в мир реальный – он является подлинным носителем чувств, пристрастий, отношений между людьми.

 

В современном мире меняется характер коммуникаций. Они становятся глобальными и сохраняют камерность, требуют быстроты реакции и замирают в ожидании новых обстоятельств. «Меняются не только технологии, моды или привычные пейзажи – меняются сам образ жизни, системы ценностей, способы межчеловеческого общения, меняется пространство, в котором формируется и действует личность» [2], – замечает А. А. Шогенов. Значимость приобретают информационно-коммуникативные технологии, взаимоусиливающие возможности человека и компьютера. Огромные потоки информации не всегда могут быть охвачены эмоционально-чувственной сферой. Возможности компьютера таят опасность: человек привыкает заменять живое общение виртуальным, «убегая» от действительности. Трансформируясь, формы общения создают условия для многовариантной структуризации образования – содержание образования адаптируется к различным условиям и различным носителям его. Происходит скрытое отторжение педагога. Однако кажущиеся неограниченные возможности ЭВМ имеют вполне осознаваемую границу, определяемую способностью человека наполнять беспристрастный поток информации эмоциональной реакцией, духовными обобщениями, деятельной активностью. Компьютер должен индивидуализировать обучение, не снижая коммуникативной активности общения между педагогом и ребёнком.

 

Духовные контакты, живой диалог в учебном процессе, связывающий его участников, всегда обогащают образовательную деятельность. Л. Кожурина замечает: «С помощью образцов технологии и художественных образов учим отделять знание от себя и передавать. Секрет успешных учителей в том, что они то и дело обращаются к жизненному опыту учеников и к их интуиции» [3]. Искусство преподавания выражается в том, что «образование случается тогда, когда знание приходит к человеку вместе с личным сопереживанием» [3]. Наличие этого качества определяет успешность социализации человека в современном мире.

 

Информационные технологии заставляют задуматься о потенциально новом и актуально новом. Потенциально новое охватывает море информации, которое, в принципе, доступно для пользователя ЭВМ, актуально новое – это то, что человек может объять, принять своим сознанием, осмыслить, придать ему жизненную силу. Для образования важно держать курс в информационном потоке, проводить определенную селекцию жизненного опыта, беря на себя смелость утверждать, что есть сущее. Вопросы «Каков мир?» и «Что он значит для нас?» в педагогике трансформируются в проблему выделения знаковых, основополагающих представлений о его организации. «Что есть добро, зло, справедливость?» «Каким законам подчиняется мироздание?» «Каковы общие принципы деятельности в познании мира?» Эти вопросы принципиальны, потому что включают и выражают «чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе духовной и практической деятельности человека репрезентирует (представляет) отличный от него предмет» [4].

 

Современная цивилизация столкнулась с ситуацией, когда возможности добывать знания о мире существенно превосходят пути их использования. Человек не в силах реагировать на информационное перенасыщение своего жизненного пространства. Мультимедийные средства, принося огромную пользу, вместе с тем, лишают его способности рефлексировать. Эта невозможность вознестись над благами цивилизации уподобляет в некотором смысле современную жизнь «электронному концлагерю». Информационные «завалы», которые пользователь не способен воспринять, «переварить», угнетают его, вселяют чувство беспомощности. Формирование умения воспринимать новое, способности адаптироваться к стремительно происходящим переменам, создание «виртуального облика учебной деятельности» – масштабные проблемы современного образования, значение которых трудно переоценить.

 

Напряжение, порождающееся плотностью информационных потоков, необходимостью быстрых реакций на них, подавляет в человеке сокровенные чувства, которые возникают робко и требуют глубоких внутренних переживаний: симпатии и антипатии, доверие, воля, страх, нежность, любовь. Они не становятся результатом течения жизни в фарватере мультимедийных технологий. Обретение духовности требует душевной щедрости, даже жертвенности. Эти и многие другие качества обращены от одного человека к другому и не могут возникнуть у компьютера. Он готов принять на себя любую нагрузку, которую позволяет его электронная суть, но не сделает никакого движения, оправдывающего «безумство храбрых». Фазиль Искандер высказал интересную мысль: «Говорят о бесконечных возможностях искусственного разума. Но ни один ученый не может даже заикнуться об искусственной совести. Из этого следует, что любой искусственный разум в главном ограничен. Только человеческий мозг может логизировать толчки совести» [5].

 

Современный мир втягивает человека в мельтешащую мощь информационных потоков. Психологически врастая в это перенасыщенное пространство, человек не может сосредоточиться на понимании самого себя и лишается акта откровения. Он боится этой тишины, заполняет ее сопутствующей музыкой, ревом моторов, ничего не значащими улыбками и разговорами. Иногда потребность понять себя вызывает тревогу, поскольку обнаруживаются, казалось бы, банальные истины, следованию которым мешает инерция массового сознания. Дистанционное образование позволяет поддерживать связь со многими субъектами образования. В то же время участники образовательного процесса изолированы друг от друга, лишены живого эмоционального контакта в процессе коммуникации. Формируется поколение людей, для которых живое общение, даже разговор по телефону оказываются затруднительными – проще получить e-mail и несуетно ответить, «не нагружая себя» возможным психологическим давлением собеседника и не жертвуя своим душевным состоянием при разговоре с ним. Человек утомляется в живом общении и становится придатком компьютера. «Экономичность» чувств и переживаний становится естественным результатом перенасыщенности информационно-коммуникативными технологиями. Подобная сухость опасна социальными последствиями.

 

В рациональную экономику знаний никак не укладывается сама возможность выяснения отношения человека к миру, в котором присутствует нечто, не поддающееся формализованному преставлению. «Родителям проще купить услугу, чем ломать голову над потребностями собственного ребенка» [7], – считает Владимир Гусев. Общение с ребенком – ничем не восполнимая составляющая образования. В нем проявляются не только знания, умения и навыки. Главное – сопряжение духовных состояний детей и родителей, педагогов, образующих социокультурную общность. Грустно осознавать, что компьютерная игровая программа «Семья» может быть для ребенка привлекательнее, чем семья, в которой он живет. То ли «Семья» слишком «совершенна», то ли семья для ребенка не столь притягательна. Тревожно то, что интерес к виртуальной реальности «побеждает» реальность естественную, казалось бы, более богатую чувствами и переживаниями. Как сделать так, чтобы информационные технологии дополняли действительное течение жизни, а не противостояли ей. Это является сложной педагогической задачей.

 

Многообразие сервисных услуг не исчерпывает эстетические требования к программному продукту, предъявляемые в процессе педагогической деятельности. В образовании важны подходы, снижающие роль компьютерных суррогатов. «То, что выглядит красиво – как программный продукт, в педагогическом воплощении таковым не становится» [6] Часто мультимедийные образовательные технологии напоминают дом, находящийся в чудесном уголке природы, но лишенный окон – все стены оклеены фотообоями, на которых изображены окружающие пейзажи. Человек привыкает к суррогатам прекрасного. Он утрачивает способность сопереживания, у него притупляется ощущение подлинности жизни. Суть исчезает, понимание бытия трансформируется, контекст вырывается из самого текста. А. Ю. Антоновский находит этому объяснение: «требуется механизм различения – смысл. Смысл выступает как средство организации или самоорганизации систем» [7]. Эти различения к системам сознания задают «переживания в самом широком смысле – эмоции, мысли, акты восприятия» [7], которые слабо технологизируются.

 

Новые программные продукты каждый раз воздействуют на сознание пользователя, приспосабливая, подчиняя его логике предлагаемых программ, превращают его в пластичный материал, обретающий те состояния мыслительной деятельности, которые диктуются алгоритмом. А. С. Нариньяни дает этому процессу весьма апокалиптическую оценку: «Разжижение мозгов уже приближается к порогу, за которым способность отличать настоящую реальность от виртуальной исчезает полностью» [3]. «Короткая мысль», удобная для SMS-сообщений, не всегда становится лаконичной – в клокочущем потоке информации краткость оказывается и вовсе не сестрой таланта. Скупость мысли свидетельствует об ограниченности мышления. Художественные представления реализуются в компьютерной анимации, выражающей зрительный образ, а не общую идею.

 

Количественные оценки, которые весьма успешно дает компьютер, незаменимы в естественно-математических исследованиях. Качественное, сущностное восприятие процессов и явлений не всегда достигается информационными технологиями. Требуется гуманитарное видение реальности, не подвластное ЭВМ по своей природе. Итогом приобретения гуманитарного знания является актуализация проблем, вопросов, возникающих при его освоении. Их оказывается, больше, чем ответов на них. Тогда принципиальным становится сам процесс обретения жизненных ценностей, в котором учитель, ученик, книга, Интернет, весь окружающий мир соревнуются в том, чтобы предложить свое решение проблемы о сущем в жизни. Педагог каждый раз прорывается из конкретных границ предметного знания в безмерно великое пространство жизненного опыта, и при этом ему необходимо обнаружить ресурсы, которые усиливали бы учебную информацию человеческим потенциалом. С. Н. Корсаков подчеркивает: «Комплексный подход к человеку как раз есть единство разумности и гуманности, универсальности и уникальности. ... Но и разум, отвергающий гуманность, становится безумным, поскольку отрекается от своих ценностных оснований, от человека, сущностной силой которого является» [3].

 

Необходимо преодолеть культурную отдаленность эпох, событий и явлений в шкале общечеловеческих ценностей, герменевтически соединяя в единое информационное поле их политические, экономические и социальные различия. Такая связь должна постоянно складываться в сознании обучающихся. В этом и состоит единая картина мира. Педагогу важно перейти от пассивного умозрительного объяснения, констатации того, что есть, к формированию такой целостности миропонимания, которая увлекала бы прогнозированием будущего, проектированием личностного развития. Допустимое и возможное в освоении жизненных горизонтов должны быть не только формальными, но и внутренними духовными ограничителями, задающими нравственное измерение происходящего, смысл ценностей подлинных и мнимых. Современная действительность требует градаций дозволенного на основе нравственно-этических принципов организации жизни демократического общества. В виртуальном мире такие возможности отсутствуют или носят искусственный характер. Беспристрастность компьютера разделяет ценности по формальным признакам, что не согласуется с противоречивой природой человека.

 

Образование приближается к порогу, разделяющему собственно проблемы бытия и человека, взаимодействующего с миром. В. Мантатов поднимает проблему устойчивого развития как нравственную проблему, рассматривая ее «космический принцип, выражающий динамическое равновесие противоположных сил и тенденций» [10]. В этом случае устойчивое развитие выступает как «цивилизационный императив, а цивилизация есть не что иное, как стремление к высшей степени гармонии» [10]. Социокультурная навигация исключительно важна во взаимодействии педагогики с другим науками. Педагогика помогает странствовать мыслью по многим сферам жизнедеятельности, обеспечивая ясность и привлекательность достижений развития цивилизации.

 

Образование подстраивается к информационным ресурсам, требует иного способа обоснования истинности происходящего, сосредоточенности не на логике педагогической технологии, а на нетехнологической уникальности образовательного процесса, его неповторимости. Человек в равной степени наделен чувством рационального и чувством прекрасного. Их сопряжение требует понимания границы многих составляющих жизненного опыта. Эйфория, вызванная использованием информационных технологий, может стать обманчива. Чтобы компьютер не вытеснил живого общения, педагогу следует искать новые формы духовного самовыражения, выходить на более высокий уровень общения с ребенком, стремясь понять тончайшие движения его души.

 

Учащиеся восприимчивы к совершенным качествам педагогического творчества. Чувство прекрасного вырабатывает в учениках подсознательную, эмоциональную реакцию. Ими движет не только информационное течение курса, но и волна переживаний, настроений, личностных оценок, которыми сопровождает учитель свое повествование. Это состояние создает стимулы импульсного развития, расширяет рамки бытия, ограниченного стереотипами поведения, формирует собственные жизненные ценности.

 

Целью педагогического проектирования современного образования становится не канонически равновесное состояние образовательной среды, а меняющееся многообразие представлений о педагогическом процессе. Разноплановое понимание педагогической деятельности при этом множестве способов объяснения изучаемых процессов и явлений позволяет ощутить их многоуровневость, глубину охвата интеллектом конкретного человека универсальности жизненного опыта всего человечества. Благодаря этому складывается полнота обретения собственного стиля деятельности, вытекающего из восприятия смысловой гаммы мыслей, чувств и переживаний, затаенных в формально представленных информационных ресурсах. Благодаря «мультипарадигмальности наук, множеству способов объяснения изучаемых процессов и явлений, мультивариативности научно-рационального дискурса, пролиферации теорий» [11], по мнению А. П. Огурцова, возникает единство смыслов, связанных «надфразовой целостностью, которая представлена прежде всего в речи, в обмене информацией, в совместных усилиях в поиске новой информации» [11]. Сам проектируемый результат многозначен в формах своего воплощения. В нем задаются инварианты состояний, но не они сами как таковые. Отсюда возникает новый эстетический опыт, обновляется не только содержание образования, но и механизмы его восприятия.

 

Образование фундаментально. Подлинность чувств, переживаний педагога, открывающего мир своим ученикам, неподвластна утратам времени. Сознание всегда хранит чувства и переживания людей эпохи, которые доносит ученикам педагог. Скопище информации всегда может быть «заархивировано» – душевное состояние педагога, путь, который он прошел со своим учеником, не могут стать виртуальными. Это живая память и эстафета поколений. Искусство помогает педагогике заглянуть за линию горизонта, обнаружить вектор развития образования.

 

В педагогике важны полутона, не до конца проявленные чувства, не в полной мере выраженные ощущения и настроения. Преподавание сталкивается с нерешительностью ребенка, его неуверенным вхождением в сложный мир человеческих отношений. Обучая, учитель снимает его беспричинные страхи, опасения и тревоги, вселяя любовь, доброту и надежду. Образование всегда оказывается предтечей чего-то важного, что еще ребенку предстоит открыть вместе со своим учителем. Поэтому оно противостоит вызовам времени, судьбы, обстоятельств. Возникает другой критерий ценности педагогической деятельности – красота проявлений внутреннего мира человека. Сквозь призму эстетического опыта чрезвычайно важно рассматривать и образовательный процесс. Он приобретает другие качественные характеристики, если внимание учителя, учащихся, всех, кто вовлечен в учебную деятельность, сосредоточено на глубинных механизмах понимания мира, следующих из приобретаемых знаний, умений и навыков. Эти механизмы вторичны по отношению к формальным характеристикам учебной деятельности, но они обнаруживают себя тогда, когда в многообразии потоков учебной информации удается вычленить дискурс, задающий новое понимание исследуемой реальности. Саморазвитие личности, обусловленное образованием, связано со способностью синергетически уплотнять потоки информации, вовлекая в них новые конструктивные идеи: имеющийся жизненный опыт приобретает мощный созидательный потенциал, если он успешно дополняется новыми идеями и практиками, выводящими будущего специалиста на новый уровень понимания реальности.

 

Духовная организация педагогического процесса затрагивает глубинные истоки мировосприятия обучающегося. Педагогическое взаимодействие становится созвучием душевных состояний, при котором педагог вначале интуитивно догадывается об индивидуальных чертах познавательной активности ученика, а далее усиливает его способности благодаря тонкому психологическому анализу. Педагог «очеловечивает» информационные потоки, которые лишь располагают к формированию научной картины мира и модели процесса познания. Подчеркивая, что «язык построения теории задействует концептуальные возможности абстрактного воспроизведения объекта» [12], Ю. М. Шилков утверждает: «Современная познавательная ситуация в науке отличается избыточным предметным разнообразием и растущей потребностью в информации и знании. Конечно, далеко не всякую информацию можно считать научным знанием, а только ту, которая предстает в виде целостно-связной совокупности суждений, соответствующей сложившимся в науке идеалам, ценностям и нормам» [12].

 

«Рецептурная» педагогика, как правило, не повторяет гарантированный результат, а ухудшает его. Заданность сродни очевидности. Исчерпанная упорядоченность содержания образования, исключающая конфликт мнений, информационное перенасыщение образовательного пространства, лишающее человека возможности разграничивать смысловое поле, делают образование аморфным. А между тем в процессе познания происходит расщепление «смыслов» и возникают иерархическая структуризация, взаимообусловленность различных идей развития. «Мышление есть производство возможного и действительного. Действительность, бомбардируемая излучением мысли, распадается на мириады возможностей, как молекулы, бомбардируемые потоками энергии, распадаются на элементарные частицы». Движение мысли противоречиво, утверждение истины подчинено внутреннему конфликту позиций, доходящих до абсолютных противоположностей. Революция, призывы к насилию противоположны терпимости и диалогу. Но как часто эти подходы в сознании людей приходят в столкновение, и «крайности» меняются ролями. «От любви до ненависти один шаг». К подобным состояниям тяготеет образовательная деятельность. Перед учителем всегда стоит сложнейшая задача – примирить позицию, важным при этом остается и другое – не допустить безразличия к происходящему. «Каждая мысль, к которой читатель был подведен долгой цепью аргументов, есть только одна из возможностей мысли, есть точка смыкания противоположных полюсов: внутренним напряжением противомыслия она взрывается сама из себя, чтобы дать «первотолчок» расширяющейся мыслительной вселенной».

 

Избегая заданности, педагог ищет каждый раз новые художественные формы представления научных знаний, иные метафоры, раскрывающие суть изучаемых процессов. Развитие педагогической науки обусловлено не только меняющейся реальностью, но и образами, формирующими ее в процессе эволюции, соответствующими движению человеческого духа, стилю жизни современного человека. Например, информационные технологии стали не просто удобным средством получения, накопления и обработки информации – они вырабатывают стиль мышления, мировоззренческие подходы к пониманию многих явлений и процессов в образовании. Мультимедийные средства изменили представления об образовательном досуге с точки зрения его художественно-эстетической ценности. Открытость международного образовательного пространства сделала возможным взаимообогащение различных образовательных систем в мире.

 

Передний «фронт» педагогической науки на самом деле находится в сфере пограничных проблем. Педагогическому анализу подлежит единая картина мира, складывающаяся, благодаря отдельным научным направлениям. Педагогика обогащается и подпитывается культурным многообразием, духовным опытом, обнаруживающим себя в образовательной деятельности. Педагогика взаимодействует с огромным количеством научных направлений. Само это взаимодействие образует интеллектуальную оболочку, которая вырабатывает новую дидактику обучения, смысловые модули которой выражают интеллект ученого, специалиста, усиленный огромными ресурсами информационных технологий.

 

Информационные технологии – это способ глобального мышления, предвосхищающий многие достижения цивилизации. Глобалистика присутствует в образовании не только в ее содержательной части, но в информационно-коммуникативных технологиях как способах общения людей разных стран по самым насущным проблемам современности. Образование включено в этот процесс. Компьютерные презентации, интерактивное оборудование, работа в режиме on-line усиливают возможности использования компьютера в учебном процессе и ставят серьезные задачи концептуально-методологического обоснования педагогической деятельности. Однако все эти технологии, как утверждает Л. Кожурина, «не очаровывают так, как непосредственное предъявление мастерства учителя в живом взаимодействии с детьми» [3].

 

Исключительное внимание к информационным технологиям уделяют средства массовой информации, и само по себе это во многом бесспорно. Однако «ода к радости» может быть исполнена «на смерть героя». Главное – человек должен быть в центре всех технологических решений образовательной деятельности. Все следует подчинить ему, а не техническим средствам, его обслуживающим. Эта истина банальна, но сложна в ее воплощении: слишком много нового приходит в современную жизнь под знаками и символами информационных технологий и средств мультимедиа. Мультимедийные технологии учат готовности к встрече с новым, пониманию того, что инициатива в мыслетворчестве, исходящая от человека, должна определять его ведущую роль в креативных процессах, обусловленных мощью средств информатизации.

 

Владение информационными технологиями открывает новые возможности человека в понимании себя и реального мира. Виртуальные перспективы осознания жизнедеятельности должны дополнять реальность, но не приводить к подмене понятий – яркое, выразительное, насыщенное чувственной энергией течение жизни вызывает ощущение истинной гармонии, не сравнимое ни с чем. Возвышая образы реального мира до их обобщений в пространстве культуры, педагогу следует постоянно ощущать границу: виртуальное – реальное, виртуальное – подлинное, которое не терпит суеты Диснейленда. Оно обостряет необходимость в художественном осмыслении действительности, требует тишины и сосредоточенности в постижении сущностных сторон богатой палитры образовательных культур. Важна не информация и даже не ее толкование, а образы, которые она инициирует в сознании.

 


Библиографический список

  1. Олейников, А. Тайнопись повседневности [Текст] / А.Олейников // Первое сентября. – 2008. – № 11.
  2. Шогенов, А. А. Национальная образовательная политика [Текст] / А. А.Шогенов // Педагогика. – 2008. – № 5. – 18 с.
  3. Кожурина, Л. Учись со вкусом, или что такое красивый урок [Текст] / Л.Кожурина // Первое сентября. – 2008. – № 1.
  4. Краткий философский словарь. Под ред. А. П. Алексеева. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ, 2001. – 122 с.
  5. Искандер, Ф. Понемногу о многом [Текст] / Ф. Искандер // Новый мир. – 2004. – № 10.
  6. Гусев, В. Как я был Дедом Морозом [Текст] / В. Гусев // Первое сентября.– 2008. – № 1.
  7. Антоновский, Ю.А. Конструктивизм в эпистеомологии и науке о человеке. Материалы круглого стола [Текст] / Ю. А. Антоновский // Вопросы философии. – 2008. – № 3. – 26 с.
  8. Нариньянин, А. С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего [Текст] / А. С. Нариньянин // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – 16 с.
  9. Корсаков, С. Н. Идеи комплексного подхода, единой науке о человеке и научного гуманизма в трудах И.Т. Фролова [Текст] / С. Н. Корсаков // Вопросы философии. – 2007. – № 8. – 31 с.
  10. Мантанов, В. Устойчивое развитие как нравственная проблема [Текст] / В. МАтанов // ВВШ АМ. – 2006. – № 8. – 29 с.
  11. Огурцов, А. П. Философия науки: проблемы и перспективы [Текст] / А. П. Огурцов // Вопросы философии. – 2006. – № 10. – 21 с.
  12. Шилков, Ю. М. В. А. Штофф и современная философия науки [Текст] / Ю. М. Шилков // Вопросы философии. – 2007. – № 9. – 89 с.
  13. Субетто, А. И Образовательное общество как форма ноосферного общения [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 4. – С.113–124.
  14. Терегулов, Ф. Ш Общая методология проявления материи [Текст] / Ф. Ш. Терегулов // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 3. – С.39–61.
  15. Копеин, А. В Развитие информационно-образовательной среды вуза [Текст] / А. В. Копеин, Е.А. Пахомова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 1. – С.264–275.
  16. Луков, Вал. А Тезаурусный подхов в гуманитарных науках [Текст] / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков // Сибирский педагогический журнал. – 2008.– № 1. – С.105–114.
Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.