Мой кабинет
Моя страница Мои блоги Мои вопросы Инструкция Пользователи портала
Образовательная волна
Все разделы Новости отрасли
"Детская школа искусств" Мотовилихинского района"Ленинградский квартал""РИТМ" Центр детского творчества"Рифей" детско-юношеский центр"Техно-Школа им. В.П. Савиных"«Патриотической воспитание»«Уникальное образование»I love EnglishWeb2.0XI фестиваль искусств имени Д.Б. КабалевскогоАктивное начало учебного года в МАОУ «СОШ №79»Блог Дома учителяБлог разработчиковБрейн-рингВоенно-патриотическое воспитаниеВосточный центр МАОУ "Гимназия № 2" г. ПермиВсероссийский конкурс методических разработок преподавателей русского языка и литературыГимназия № 2 - школа бережливого производстваГимназия № 31Гимназия №8Гимназия самореализации Гимназия №7Городская проблемная группа педагогов по реализации программы "Детство" (Индустриальный район)Городское методическое объединение педагогов по ИЗО деятельностиГородское методическое объединение педагогов по изобразительной деятельностиГородской конкурс «Звёздный дождик»Городской совет ветерановГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙД. Батин опера "Малахитовая шкатулка на сценах школ г. ПермиДворец детского(юношеского) творчестваДерево Добрых делДети на оперной сценеДетский сад "Калейдоскоп"Детский сад "Парма"Детский сад № 281Детский сад № 49 "Олимпик" сообщаетДетский сад №6 г. ПермиДетский сад- сказочная страна!Детское программированиеДля Вас, родители!Для родителей [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]ДЮЦ В. СоломинаЕГЭИ снова о театре!!! В мае закрылся очередной театральный сезон детского театра «ЛИК» МАДОУ «Центр раИгровая технология интеллектуально-творческого развития "Сказочные лабиринты игры" В.В. ВоскобовичаИкаренок "Народные торжища мастеровых" сезон 2018-2019гИнженерная школаинклюзивное образование дошкольников с ОВЗИнтервью с учителемИнформационная служба гимназии им. С.П. ДягилеваИнформационная служба школы №61Информационные технологииИнформационные технологии в образованииКаникулы. ЛетоКиокушинкай (СОШ №32)Классный руководительКонкурсы на организацию питанияКонструктор успехаКраевой форумКурс "Я-бренд"Лагеря досуга и отдыхаЛетний выездной фестиваль "Техно-Пермь"МАДОУ "Детский сад "Театр на Звезде" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 167" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 265" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 347"МАДОУ "Детский сад № 377" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 384"г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 395"МАДОУ "Детский сад № 422"МАДОУ "Детский сад № 85" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 90 " Оляпка"МАДОУ "Детский сад №390"МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 272"МАДОУ "ЦРР - детский сад № 46" г. ПермиМАДОУ "ЦРР-детский сад № 47" г. ПермиМАДОУ №111МАДОУ"Детский сад №23"г.ПермиМАОУ "Гимназия № 33"МАОУ "Гимназия № 5" г.ПермиМАОУ "СОШ № 111"МАОУ "СОШ № 118" г.ПермиМАОУ "СОШ № 133"МАОУ "СОШ № 6" г.ПермиМАОУ "СОШ № 72" г.ПермиМАОУ "СОШ № 91" г. ПермиМАОУ "СОШ №119"МАОУ "СОШ №123"МАОУ "СОШ №14" г. ПермиМАОУ "СОШ №24" г. ПермиМАОУ "СОШ №41"МАОУ "СОШ №42" Школа современных технологий и сервисаМАОУ "СОШ №55" г. ПермиМАОУ «Гимназия №3», дела и лицаМАОУ «СОШ № 44» г. ПермиМАОУ Город дорогМАОУ СОШ 120МАОУ СОШ №50МАОУ СОШ №63МАОУ СОШ №96 г.ПермьМАОУ СОШ МастерградМАОУ ЭнергоПолис ПермьМАОУ"СОШ№24"г.ПермиМБДОУ "Детский сад №"92"МБОУ "Школа №154 для обучающихся с ОВЗ"МБОУ "Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. ПермьМедиацентр МАОУ "Школа - интернат №85"Менеджмент в ПЛ№1Методическая копилка [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]Методическая работаМетодическая служба Индустриального района (сопровождение деятельности ДОУ)Методические материалы из опыта работы учителя английского языка МАОУ «Гимназия №2» Королевой ЛарисыМО учителей-дефектологовМолодые специалистыМОУ "Средняя общеобразовательная школа № 120", г. ПермьМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. ПермьМузейная игра «Первоклассные открытия»музыкальное образование в школеМуниципальный конкурс грантовНовостиНовости в сфере дошкольного образованияНовости детского сада 404Новости класса Росгвардии в МАОУ "СОШ №79"Новости культурной жизни ПермиНовости МАДОУ № 252Новости МАДОУ"ЦРР - ДЕТСКИЙ САД № 47"Новости МАОУ " Школа 18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Гимназия № 33"Новости МАОУ "Лицей №4"Новости МАОУ "Лицей №9"Новости МАОУ "СОШ№ 94" г.ПермиНовости МАОУ "СОШ№ 94" г.Перми.Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ" г.Перми, II корпусНовости от первоклассников МАОУ "СОШ №79"Новости отраслиНовости проекта «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»Новости школыНОУ Академия родительского образованияОлимпиада 2016-2017Олимпиада 2017-2018Олимпиада 2018-2019Олимпиада 2019-2020Олимпиады 2011-2012Олимпиады 2012-2013Олимпиады 2013-2014Олимпиады 2014-2015Олимпиады 2015-2016Пермские писатели в МАОУ "СОШ №79"Пермячок.ru. Обучение с увлечениемПетролеум Плюс Школа №102Позитивные инициативыПомним и гордимся!!!Помочь? Легко!пресс-центр МАОУ "СОШ № 12"Пресс-центр МАОУ СОШ №120Пресс-центр МАОУ СОШ №49Пресс-центр СОШ120Проект "12 месяцев- 12 конкурсов в действии"Проект "Детский шумовой оркестр"Проект "По галактике профессий"Проект "Профразведка"Проект «Профилактика правонарушений»Проектная деятельность в МАОУ "СОШ №79"Прокуратура напоминаетПрофессиональные пробы лаборатории «Чистый мир» МАОУ «СОШ№ 94» г.Перми.Публикации отраслиПубликации отрасли «Образование»Публичные докладыРасскажи о любимом учителеРасскажи Перми о любимом учителермо учителей русского языка и литературы Орджоникидзевского районаРобототехника в Пермском краеРябова Лариса ИвановнаС Думой о детяхСеминар «Формирование универсальных учебных действий посредством включения учащихся в исследовательсСказка.руСлужба поддержки порталов отрасли «Образование»СМИ о насСОШ №131Спортивные победыСтанция детского и юношеского туризма и экскурсий г. ПермиТворим добро!Творчество и мастерствоТвоя жизнь в твоих рукахУникальная IT-школа №10Учащиеся МАОУ "СОШ №79" учат ПДДУченики МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!Ученики МАОУ «СОШ №79» узнают историю своего краяУченицы МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины в спорте!Учимся вместе с мамой.Учитель и его проблемыУчителя МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!!!Федеральный государственный образовательный стандартФотоника МАОУ СОШ № 93Химико-технологическая школа "СинТез"Центр Инновационного опытаШкола 25. СобытияШкола 87 Глубина знаний. Тепло отношений. Радуга возможностей.Школа биотехнологий СпектрумШкола дизайна «Точка»Школьное СМИ "КАДР99" МАОУ "СОШ99"Школьные новости МАОУ "СОШ №81"Школьный симфонический праздник
О проекте

Образовательная волна

Публикации отрасли «Образование» СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

А. В. Ивенских,

заместитель директора МОУ «Лицей № 10» г. Перми, кандидат исторических наук

Газета "Управление школой", 1-15 мая 2010, № 9

 

Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно.

Р. Киплинг

 

В условиях вхождения образовательного пространства России в систему Болонских соглашений, наиболее остро встает вопрос о качестве образования и построении деятельности образовательных учреждений с  позиций управления качеством.

 

Качество должно стать неотъемлемым свойством той продукции, которая производится нашими школами, то есть образования. Подобная философия вновь вернет потребителя (одаренных детей, родителей, вузы) в муниципальные школы, позволит качественно изменить систему преподавания на основе мониторинга качества и коррекции результатов.

 

В основе деятельности Лицея лежит процессный подход, означающий, что для обеспечения требуемого уровня качества результатов необходимо систематически управлять всеми процессами, влияющими на качество, причем как основными, так и вспомогательными.

 

Качество как основополагающее понятие концепции рассматривается нами в следующем значении:

  • Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности потребителя.

 

Понятие «образование» рассматривается нами на двух взаимосвязанных уровнях:

 

  1. Уровень отдельного индивида, где образование – это поиск, движение и определение образа своего «Я». 
  2. Уровень всего общества, где образование является процессом и результатом индивидуального освоения человеком (при помощи других) какой – либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств, позволяющим взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовывать себя и быть успешным в обществе.

 

Таким образом, понятие «качество образования» - это постоянная ориентация на удовлетворенность потребителя образовательными результатами.

 

При восприятии данного постулата происходит становление новой философии образовательной политики Лицея: управление качеством образования в Лицее должно ориентироваться на удовлетворение всех осознанных и потенциальных потребностей потребителя образовательных услуг. Данная философия тем более актуальна, поскольку образование (в том числе и школьное) в рамках инновационной экономики ощущает на себе давление требований со стороны общества (требование высокой социальной и нравственной эффективности), экономики (требование экономической результативности), личности (требование такого образования, которое обеспечивает самореализацию личности), вузовских сообществ (требование качественных абитуриентов с заданными ценностными ориентирами).

 

Исходя из принятой философии, встает вопрос об основных требованиях к построению системы качества в Лицее, а именно:

 

  1. Ориентация на внутренний процесс самоанализа и самооценки, внутренний аудит всех действий по созданию условий, направленных на достижение намеченных образовательных целей и результатов. 
  2. Учет мировых тенденций развития образования и использование современных образовательных технологий в учебном процессе. 
  3. Устойчивость и воспроизводимость всех параметров и процессов образовательной среды, способствующих достижению требуемых образовательных результатов, куда входит и система управления качеством. 
  4. Способность образовательной системы к изменениям и самосовершенствованию.

 

Переход к построению системы качества логично начинать с выявления основных этапов внедрения управления качеством в Лицее. Ниже приведена основная модель согласно структуре циклов Э. Деминга применительно к управлению качеством в Лицее:

 

Этапы цикла

Составляющие этапа

Планирование

(Plan)

Проектирование образовательной услуги:

  • Определение потребителя и его  требований к образовательному учреждению
  • Разработка характеристики образовательной услуги (основные параметры качества образовательной услуги, включая разработку диагностических моделей уровней обученности, воспитанности, Модели диагностики базовых компетенций)
  • Разработка Политики в области качества 
  • Разработка организационной структуры, включающей владельцев основных процессов и карт взаимодействий между ними
  • Формирование свода корпоративных ценностей сотрудников и учащихся Лицея, а также Этического кодекса.

Действие

 (Do)

Подбор, обучение кадров, обеспечение необходимыми ресурсами.

Организация образовательного процесса согласно выстроенной модели.

Создание системы непрерывного улучшения и совершенствования процессов.

Контроль

 (Check)

Разработка и внедрение системы мониторинга (эвалюации) основных показателей качества в Лицее.

Анализ и коррекция (Action)

Выявление причин расхождения измеряемых и контрольных показателей, коррекция процессов со стороны владельцев процессов и руководства.

 

Реализация I этапа:

 

Несмотря на общеобразовательный статус Лицея очень важно определить, кто является основным потребителем (потребителями) услуги для дальнейшего выявления и удовлетворения требований с их стороны. В рамках образовательной деятельности Лицея мы выделяем четыре группы основных потребителей: учащиеся и их родители, вузы, государство, внутренние потребители (сотрудники Лицея). Для каждой из этих категорий потребителей определяются базовые, требуемые и желаемые показатели качества.

 

Например, для вузов базовым качеством будет соответствие уровня подготовки абитуриента требованиям получения высшего профессионального образования, а требуемое качество для категории учащихся и их родителей -  соответствие образования международным стандартам качества, возможность получения разнообразных дополнительных образовательных услуг, высокая (100%) вероятность поступления в вуз (прежде всего, в ГУ - ВШЭ).

 

Зная основные потребности потребителей и предвидя их будущие потребности, необходимо разработать основные параметры качества образовательной услуги. При разработке параметров качества необходимо учесть ряд факторов, влияющих на процесс предоставления образовательной услуги:

 

1. Качество субъекта получения образовательной услуги.

 

2. Качество объекта предоставления образовательной услуги.

 

а) качество управления (назначение, принципы, методы, цели, структура, организация планирования); 

б) качество проекта предоставления услуги (структура и содержание программы обучения); 

в) качество ресурсного обеспечения процесса предоставления услуги: материально-технического (аудитории, оборудование, лаборатории); методического (учебная литература, пособия и т.д.); преподавательского и вспомогательного состава; финансового и т.д.

 

3. Качество процесса предоставления образовательной услуги:

 

а) качество организации и реализации применяемых технологий предоставления услуг (структура взаимодействия субъектов, форма и содержание образовательных процессов, мотивационные факторы). 

б) качество контроля за процессом предоставления услуги.

 в) качество контроля результатов предоставления услуги.

 

Распределение ответственности и полномочий в рамках системы управления качеством в Лицее осуществляется с помощью прописанной организационной структуры. Ответственность и полномочия руководящего персонала и всех сотрудников определены, также, в документированных процедурах, инструкциях, в том числе, должностных, или иных документах, включенных в документацию системы качества Лицея.

 

Реализация II этапа:

 

В рамках данного этапа необходимо наладить внутри Лицея управление ресурсами и другими вспомогательными процессами.

 

В рамках управления персоналом Лицея происходит процесс обеспечения всех видов деятельности квалифицированными кадрами с требуемой компетенцией. На уровне Лицея разработана Концепция развития кадрового потенциала образовательного учреждения, основанная на осознании всеми сотрудниками Лицея философии качества как неотъемлемого внутреннего духовного требования.

 

Владельцами процессов согласно организационной структуре Лицея будут являться: заместитель директора по УВР, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХЧ, руководители структурных подразделений, заведующая библиотекой. Для организации работы владельцев процессов составляются карты процессов с прописанными входами и выходами процессов, управляющими воздействиями и реальными ресурсами.

 

Ответственный за систему качества совместно с владельцами процессов разрабатывает должностные инструкции для сотрудников Лицея, согласно требованиям системы управления  качеством. Таким образом, у каждого владельца процесса формируется своя «команда» решения вопросов касательно своего процесса и в то же время данные «команды» всегда возможно объединить для решения общелицейских задач.

 

Реализация III этапа:

 

Особое внимание при построении системы качества в Лицее необходимо уделить процессу мониторинга различных групп участников образовательного процесса. Для удобства понимания различия мониторинговой деятельности, выделим 3 мониторинговые группы:

 

  1. Учащиеся. 
  2. Педагоги и классные наставники. 
  3. Родители учащихся как непосредственные заказчики образовательных услуг.

 

Для осуществления мониторинговой деятельности, а также для обработки и анализа полученной информации в Лицее создан Центр оценки качества. В основе проведения мониторинга качества обучения лежит внедрение в практику Лицея использования специальной компьютерной программы тестирования учеников.

 

Организация мониторинга в первой группе.

 

Мониторинг группы учащихся носит наиболее сложный по своей структуре характер. В данную структуру входят 3 основные вида мониторинга: мониторинг уровня обученности по предметам; мониторинг согласно Модели диагностики базовых компетенций учащихся; мониторинг уровня удовлетворенности лицеистов уровнем образования в Лицее.

 

Подобный внутренний аудит, который проводится системно, с последующей коррекцией результатов, позволяет выстраивать диагностику освоения конкретным учеником отдельно взятого предмета в конкретный период времени, например в месяц, полугодие, год.

 

При использовании внутреннего мониторинга администрация Лицея получает определенные контрольные функции над преподавателями – предметниками, тем самым, обеспечивая учителей, показывающих хорошие результаты по мониторингу, стимулирующими доплатами.

 

С точки зрения потребителя, то есть родителей и учеников, система внутреннего ежемесячного аудита предоставит более объективную картину успеваемости ребенка по конкретному предмету. Ежемесячный срок не позволит ребенку отстать по предмету и ликвидировать задолженности или «завалы» в короткий промежуток времени. Вместе с тем, родитель, получая ежемесячно результаты попредметного мониторинга результатов деятельности своего ребенка, будет реально оценивать его успеваемость и продвижение по образовательной траектории.

 

При организации внутреннего аудита внутри учреждения администрация оставляет за собой право проведения в конце каждого полугодия внешней экспертизы по двум направлениям: мониторинг валидности и релевантности тестовых заданий, составленных в методических объединениях; мониторинг качества обученности по имеющимся тестовым федеральным и международным базам.

 

Организация мониторинга во второй группе строится на основе использования следующих процедур:

 

  1. Параметрическая оценка качества урока. 
  2. Мониторинг качества деятельности классного наставника. 
  3. Мониторинг профессиональных компетентностей педагогов.

 

Абсолютно во всех группах в ходе мониторинговых исследований применяются методы анкетирования по широкому спектру вопросов, связанных как с конкретным педагогом, классным наставником, классом, так и всем Лицее.

 

Реализация IV этапа:

 

Результаты внутреннего мониторинга деятельности используются по следующим направлениям:

 

  1. Корректировка и дополнение блоков Программы развития учреждения. При этом устанавливаются новые задачи в области качества на долгосрочную перспективу. 
  2. Формирование годового плана Лицея на следующий год, что обеспечивает краткосрочное планирование. 
  3. Создание рабочих групп по решению конкретных проблем, выявленных в результате мониторинга, либо по совершенствованию и разнообразию самих диагностических процедур.

 

Без сомнения, внутренний мониторинг должен стать основой построения системы качества образования как на уровне отдельно взятого учреждения, так и на уровне отрасли в целом. Именно внутренние процедуры позволят перейти на новый уровень мониторинга: оценивание качества по последствию, например, оценка качества подготовки учащихся по успешности их обучения в вузе, по их карьере; оценивание достигнутых результатов путем сравнения с лучшими в данной отрасли.

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.