Мой кабинет
Моя страница Мои блоги Мои вопросы Инструкция Пользователи портала
Образовательная волна
Все разделы Новости отрасли
С Думой о детяхОлимпиады 2013-2014ГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙМАОУ "СОШ № 6" г.ПермиГородской совет ветерановНовости МАОУ " Школа 18 для обучающихся с ОВЗ"Новости проекта «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»Проект "Детский шумовой оркестр"Олимпиада 2019-2020Гимназия № 2 - школа бережливого производстваПермские писатели в МАОУ "СОШ №79"СМИ о насФотоника МАОУ СОШ № 93МАДОУ "Детский сад № 377" г.ПермиМАДОУ"Детский сад №23"г.ПермиВсероссийский конкурс методических разработок преподавателей русского языка и литературыКаникулы. ЛетоКонструктор успехаМАОУ "СОШ № 133"МАОУ СОШ №50Дети на оперной сценеЕГЭГородское методическое объединение педагогов по ИЗО деятельностиДетский сад- сказочная страна!Учащиеся МАОУ "СОШ №79" учат ПДД"Ленинградский квартал"Детский сад "Парма"Станция детского и юношеского туризма и экскурсий г. ПермиГимназия самореализации Гимназия №7Web2.0Детский сад "Калейдоскоп"Проект "12 месяцев- 12 конкурсов в действии"СОШ №131Курс "Я-бренд"Прокуратура напоминаетМАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 272"МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. ПермьСпортивные победыДворец детского(юношеского) творчестваИнженерная школаИнтервью с учителемМАОУ СОШ МастерградМАОУ «Гимназия №3», дела и лицаМАОУ "Гимназия № 5" г.ПермиПрофессиональные пробы лаборатории «Чистый мир» МАОУ «СОШ№ 94» г.Перми.Ученики МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!МАОУ СОШ №63Пресс-центр СОШ120Лагеря досуга и отдыхаДетский сад № 49 "Олимпик" сообщаетМАОУ СОШ 120Новости МАОУ "Гимназия № 33"МАОУ "СОШ № 72" г.ПермиМАДОУ "ЦРР - детский сад № 46" г. ПермиИкаренок "Народные торжища мастеровых" сезон 2018-2019гМАДОУ "Детский сад № 395"«Патриотической воспитание»Федеральный государственный образовательный стандартНовости детского сада 404Для Вас, родители!Новости культурной жизни ПермиМАОУ "СОШ №24" г. ПермиПомним и гордимся!!!МАОУ ЭнергоПолис ПермьНовости в сфере дошкольного образованияИгровая технология интеллектуально-творческого развития "Сказочные лабиринты игры" В.В. ВоскобовичаXI фестиваль искусств имени Д.Б. КабалевскогоВосточный центр МАОУ "Гимназия № 2" г. ПермиНовости МАОУ "СОШ№ 94" г.ПермиУникальная IT-школа №10Олимпиады 2015-2016МАОУ "СОШ №55" г. ПермиОлимпиады 2012-2013Олимпиада 2017-2018Д. Батин опера "Малахитовая шкатулка на сценах школ г. Пермипресс-центр МАОУ "СОШ № 12"Конкурсы на организацию питанияНовости МАОУ "Лицей №9"МАДОУ "Детский сад № 422"МАОУ Город дорогДетский сад №6 г. ПермиИнформационные технологииПозитивные инициативымузыкальное образование в школеГимназия №8"Рифей" детско-юношеский центрБрейн-рингМБОУ "Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. ПермьУченики МАОУ «СОШ №79» узнают историю своего краяПроектная деятельность в МАОУ "СОШ №79"МАОУ "СОШ № 111"МАОУ "СОШ № 91" г. ПермиТвоя жизнь в твоих рукахГородская проблемная группа педагогов по реализации программы "Детство" (Индустриальный район)I love EnglishСлужба поддержки порталов отрасли «Образование»И снова о театре!!! В мае закрылся очередной театральный сезон детского театра «ЛИК» МАДОУ «Центр раЛетний выездной фестиваль "Техно-Пермь"Проект «Профилактика правонарушений»Ученицы МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины в спорте!Школьный симфонический праздникНовости МАОУ "Лицей №4"НОУ Академия родительского образованияСказка.руВоенно-патриотическое воспитаниеМАДОУ "Детский сад № 90 " Оляпка"Учителя МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!!!МАОУ "СОШ №14" г. ПермиМАОУ "Гимназия № 33"НовостиРасскажи Перми о любимом учителеГородское методическое объединение педагогов по изобразительной деятельностиМАОУ "СОШ № 118" г.ПермиРасскажи о любимом учителеШкольные новости МАОУ "СОШ №81"Информационная служба гимназии им. С.П. ДягилеваМенеджмент в ПЛ№1Олимпиады 2011-2012Петролеум Плюс Школа №102МАОУ"СОШ№24"г.ПермиТворчество и мастерствоКлассный руководительИнформационная служба школы №61Медиацентр МАОУ "Школа - интернат №85"МАДОУ "Детский сад "Театр на Звезде" г.ПермиГимназия № 31Новости от первоклассников МАОУ "СОШ №79"Учимся вместе с мамой.Робототехника в Пермском краеМАОУ "СОШ №119""Детская школа искусств" Мотовилихинского районаПермячок.ru. Обучение с увлечениемПресс-центр МАОУ СОШ №120Творим добро!"Юность" центр детского творчестваМАОУ "СОШ №123"Школа 25. СобытияМАДОУ "ЦРР-детский сад № 47" г. Перми«Уникальное образование»МАОУ "СОШ №41"Новости класса Росгвардии в МАОУ "СОШ №79"МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 120", г. ПермьМАДОУ "Детский сад № 384"г.ПермиСеминар «Формирование универсальных учебных действий посредством включения учащихся в исследовательсМАДОУ "Детский сад № 265" г.ПермиПубликации отраслиДерево Добрых делМетодическая копилка [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]Киокушинкай (СОШ №32)Для родителей [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]МАДОУ "Детский сад №390"Активное начало учебного года в МАОУ «СОШ №79»рмо учителей русского языка и литературы Орджоникидзевского районаХимико-технологическая школа "СинТез""Техно-Школа им. В.П. Савиных"Олимпиады 2014-2015Публикации отрасли «Образование»Краевой форумПроект "Профразведка"МБДОУ "Детский сад №"92"Городской конкурс «Звёздный дождик»Детское программированиеПроект "По галактике профессий"МАДОУ "Детский сад № 347"Помочь? Легко!Блог разработчиковИнформационные технологии в образованииОлимпиада 2016-2017Детский сад № 281Школьное СМИ "КАДР99" МАОУ "СОШ99"Методические материалы из опыта работы учителя английского языка МАОУ «Гимназия №2» Королевой ЛарисыНовости отраслиЦентр Инновационного опытаНовости МАОУ "СОШ№ 94" г.Перми.МО учителей-дефектологовПресс-центр МАОУ СОШ №49МАДОУ "Детский сад № 167" г. ПермиОлимпиада 2018-2019"РИТМ" Центр детского творчестваУчитель и его проблемыМуниципальный конкурс грантовМетодическая работаМАОУ "СОШ №42" Школа современных технологий и сервисаНовости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ"Методическая служба Индустриального района (сопровождение деятельности ДОУ)Музейная игра «Первоклассные открытия»МАДОУ №111Поздравляем педагогов нашего детского сада с участием в краевом конкурсе методических материалов "МЫШкола 87 Глубина знаний. Тепло отношений. Радуга возможностей.Новости МАДОУ"ЦРР - ДЕТСКИЙ САД № 47"Рябова Лариса ИвановнаШкола биотехнологий СпектрумМАОУ «СОШ № 44» г. Пермиинклюзивное образование дошкольников с ОВЗНовости МАДОУ № 252Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ" г.Перми, II корпусМАОУ СОШ №96 г.ПермьДЮЦ В. СоломинаПубличные докладыМБОУ "Школа №154 для обучающихся с ОВЗ"Новости школыБлог Дома учителяМолодые специалистыШкола дизайна «Точка»МАДОУ "Детский сад № 85" г. Перми
О проекте

Образовательная волна

Публикации отрасли «Образование» РАЗВИТИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ +1

А. С. Куляпин

Сборник «Кадры решают все. Индивидуальные проекты модернизации образования», Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2009

 

Продолжительность проекта 12 месяцев

  • Дата начала проекта – 1 января 2009
  • Дата окончания проекта – 31декабря 2009 года

 

Партнеры, участвующие в проекте:

  1. Управляющий совет школы №135,
  2. Ассоциация тьюторов,
  3. Институт проблем образовательной политики «Эврика»,
  4. сеть инновационного образования «Эврика-Пермь»,
  5. ПКИПКРО, АПК и ППРО,
  6. телевизионные компании: «Т7», «Рифей», «Ветта»,
  7. ПГПУ, ФППК ППРО (ФМО) ПГПУ, ПГТУ (Региональный центр информатизации),
  8. ассоциация «Навигатор профессионалов»,
  9. авиационный техникум,
  10. профессиональный лицей №3,
  11. ассоциация центров инновационного опыта города Перми.

 

Аннотация заявки

 

Предлагаемый проект разработан как технология достижения предполагаемого результата реализации Программы развития МОУ СОШ № 135 до 2009 года. Одним из прогнозируемых результатов программы является достижение более качественного образования, отвечающего требованиям модернизации системы образования.

 

Массовая профилизация школы делает острой и актуальной проблемой для образовательных учреждений организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения, а для учащихся самостоятельного выбора вариантов изучения предметов, элективных курсов, форм обучения, востребованности дополнительных образовательных услуг, профиля обучения на третьей ступени, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Выбор подростком образовательной траектории, что является естественной особенностью возраста, неустойчив, неопределенен, изменчив. Проблема профессионального самоопределения, развитие навыков аналитической деятельности, приводит к необходимости особого педагогического сопровождения в осуществлении выбора учащимися своей образовательной траектории. В связи с этим в образовательном пространстве школы целесообразно появление педагогических ролей и позиций, которые меняют отношение между учителем и учеником. На наш взгляд, потенциал тьюторской позиции (особая педагогическая позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на самостоятельность, индивидуальность) может помочь решить проблемы предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечить дифференциацию, индивидуальный подход, полнее использовать ресурсы ученика и ресурс образовательного учреждения.

 

Предлагаемый проект нацелен на развитие идеи управления становлением тьюторского сопровождения в условиях школы полного дня, на системное формирование компетентности учащихся в приобретении профильного образования по индивидуальным образовательным программам (ИОП).

 

В ходе проекта сотрудники школы и ученые пермских вузов разработают механизм управления тьюторским сопровождением и апробируют его в условиях школы полного дня. Результаты проекта могут транслироваться ЦИО (Центром инновационного опыта школы) в краевое и городское образовательное пространство, а также в виде Web – презентации будут размещены на сайтах школы, ИЦРСО, ПКИПКРО и др. по согласованию.

 

Содержательная часть проекта

 

1. Проблемно-ориентированный анализ

 

Работа над проектом по созданию оптимальной модели профильной школы полного дня с тьюторским сопровождением обусловлена историческим развитием школы. Школа была открыта в 1987 году, в 1989 году при школе начинает действовать музыкальная студия, с 1990 года развивается спортивное направление. Значительный вклад в формирование уклада школы внесло открытие киноакадемии, в деятельности которой принимал участие коллектив педагогов основного и дополнительного образования, актеры театров и работники телевидения. Уклад школы тех лет стал определенным прообразом уклада школы полного дня, так как образовательный процесс в киноакадемических классах шел непрерывно с утра и до вечера. В порядке эксперимента на протяжении нескольких лет школа действовала как образовательно-культурный комплекс.

 

В настоящее время приоритетными направлениями развития МОУ «СОШ № 135 с углубленным изучением образовательной области «Технология»» являются:

 

  1. повышение эффективности управления в условиях профильного обучения;
  2. повышение квалификации педагогов в условиях профильного обучения;
  3. повышение качества образования через проектирование содержания и технологий предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  4. совершенствование материально-технической базы школы;
  5. развитие воспитательной системы на основе самоуправления, проектной деятельности, профессионального самоопределения;
  6. развитие информационно-коммуникационных технологий в школе полного дня.

 

Фактически вся инновационная деятельность школы направлена на выполнение современной задачи системы образования – воспитание социально-активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию образовательной и жизненной траектории; на создание соответствующей структуры образовательного процесса. Для реализации приоритетов развития школа имеет ресурсы:

 

Кадровые:

 

  • Победитель национального проекта «Лучший учитель»;
  • 70% - педагоги высшей и первой квалификационной категории;
  • 10% - кандидаты наук;
  • 95% педагогов, прошедших курс «Базовая ИКТ – компетентность»;
  • Педагоги, обученные методам разработки программ элективных курсов;
  • Педагоги, владеющие технологией проектной деятельности;
  • Педагоги, мотивированные на освоение программ общеобразовательных предметов на базовом и профильном уровнях;
  • Имеется психолог-профконсультант.

 

Информационные:

 

  • Педколлективом осмыслены задачи образовательных учреждений по созданию системы предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • Проведена диагностика профессиональных склонностей учащихся;
  • Педколлективом изучены нормативно-правовые документы; рекомендации Министерства образования РФ; Министерства образования Пермского края; департамента образования г. Перми по предпрофильной подготовке и профильному обучению.

 

Организационные:

 

  • Распределена ответственность за организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • Разработана система диагностик уровня готовности воспитанников к выбору профессии;
  • Отработан механизм внедрения поточного расписания;
  • Введены индивидуальные учебные планы;
  • Разработана и введена система курсов по выбору и элективных курсов;
  • Разработаны программы профориентационных курсов.

 

Мотивационные:

 

  • Разработаны и реализуются меры по вознаграждению учителей за инновационную работу по созданию системы предпрофильной подготовки и профильного обучения. Модельные методики КМПО.

 

Нормативно-правовые:

 

На основе федеральных и региональных нормативно-правовых актов разработаны:

  • Устав школы»;
  • Локальные акты: Положение о формировании индивидуальных учебных планов (ИУП) учащихся старшей ступени, Положение об учебно-творческих мастерских, Положение о профильном лагере, Положение об итоговом контроле знаний учащихся переводных классов, Положение о научном обществе учащихся и др.

 

Материальные:

 

  • наличие бассейна, трёх физкультурных залов, спортивной площадки, 5компьютерных классов, 12 учебно-творческих мастерских, развитая МТБ дополнительного образования (49 кружков), Центра здоровьесбережения. общественных объединений, системы самоуправления, столовой как структурного подразделения школы и др.).

 

Научно-методические

 

Школа является экспериментальной педагогической площадкой Министерства образования Пермского края по теме «Комплексное обеспечение процесса профилизации образования в школе (на материале создания профильной школы технологического направления)» (Приказ №328 от 26.12.2005), победителем национального проекта «Образование» 2007 года. Имеет программу развития, рассчитанную до 2011 года. В феврале 2009 года школа успешно прошла процедуру аккредитации и подтвердила статус школы с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология».

 

С 2006 года коллектив школы активно разрабатывает вопрос трансформации классно-урочной системы и организации полипрофильного интегрированного образовательного процесса, при котором учащиеся смогут самостоятельно конструировать индивидуальные образовательные траектории, повышая при этом уровень качества образования. Системно проводится проектный лагерь «135 - FOREVER!» для детей, родителей и педагогов, основной целью которого стало моделирование уклада школьной жизни. Прошел педагогический совет и серия проектных семинаров по этой же теме. Коллектив школы продолжил работу в проблемных группах, в которых приняли участие как учителя, так и родители, учащиеся школы. Коллектив учащихся и педагогов школы разработали следующие проекты: «Зеленая среда», «Самоуправление действует», «Школьный досуг», «Укрепление лучших и создание новых традиций школы».

 

Налажены контакты с учреждениями профессионального образования через модель социального партнерства.

 

В 2007 году педагогический коллектив реализовал свои представления о школе полного дня в проекте «Модель уклада школы полного дня, эффективно влияющего на развитие компетентности учащихся в приобретении профильного образования по индивидуальным образовательным траекториям», который прошёл экспертизу экспертного совета департамента образования г. Перми и получил грант в конкурсе образовательных проектов.

 

В 2008/09 учебном году стала участником двух университетских округов – при Пермском государственном университете и при Пермском государственном педагогическом университете (приняли участие в двух круглых столах университетского округа по проблемам современного образования).

 

В декабре 2008 года школа получила статус краевого центра инновационного опыта.

 

Финансовые

 

Финансирование предыдущих этапов обеспечивалось муниципальным бюджетом и инвестициями управляющего совета школы.

 

С 1 февраля 2008 года расширяются возможности использовать выплаты стимулирующего характера в соответствии с распоряжением губернатора Пермского края №10-Р от 18.02.08 об увеличении фонда оплаты труда на 9,25%.

 

Школа является экспериментальной площадкой Г. Перми по введению новой системы оплаты труда.

 

Наш проект предполагает «выращивание» новых ценностей, которые будут осмысливаться не только педагогическим и ученическим коллективами, но и родительским сообществом.

 

Это:

 

  • ценность обеспечения одинаковых стартовых возможностей для проектирования и осуществления молодёжью профессиональной карьеры;
  • ценность создания разнообразных дистанционных обучающих программ и элективных курсов в рамках образовательной области «Технология», открытой системы поиска информации о получении образования с использованием новых информационных носителей и сетевых технологий;
  • ценность овладения новыми образовательными технологиями, в том числе дистанционного образования, тьюторства, поиска информации о получении образования с использованием новых информационных носителей и сетевых технологий и др., повышение профессиональной компетентности, квалификации менеджеров и педагогов образования;
  • ценность качественно новых взаимоотношений с родителями и учащимися, которые должны быть выстроены;
  • ценность профильного технологического образования, обеспечивающего широкий профессиональный выбор;
  • ценность овладения участниками образовательного процесса новыми компетентностями, способностью проектировать социальную успешность, использовать сетевые ресурсы и ИКТ для непрерывного самообразования, оперативно вмешиваться в технологический процесс;
  • ценность возможности выстраивания будущей профессиональной карьеры уже в школьные годы, изменение отношения к карьере в индустриальном (машиностроительном) производстве;
  • ценность гражданского заказа широкого спектра и качества образовательных услуг, предоставляемых школой.

 

Новая система ценностей определяет перестраивание системы отношений и деятельности школы, стратегии и тактики образовательной политики в школе, нацеливает управленческие действия на создание механизма присвоения этих ценностей учащимися, педагогическим коллективом, родительской общественностью; на простраивание образовательного пространства с учетом особенностей предпрофильной подготовки и профильного обучения, предусматривающих смену видов деятельности: урочной и внеурочной, учебной и проектной, проектно-игровой и трудовой, творческой и репродуктивной, исследовательской и спортивной, групповой, микрогрупповой и индивидуальной.

 

Пилотная апробация модели уклада школы полного дня, участие в проекте «Телешкола» позволяют сделать выводы о том, что в образовательном процессе меняется роль учителя и требования к нему: в модели уклада школы полного дня, ориентированной на обеспечение профилизации, педагог в большей степени находится в позиции сопровождающего обучение лица: тьютора, консультанта, профессионального эксперта.

 

В связи с отсутствием в российском школьном образовании такой единицы, как тьютор, дефицитом кадровых ресурсов, способных обеспечить процессы профилизации школы, перед администрацией школы возникает необходимость «наращивания» тьюторской позиции у педагогов. В отличие от учителя, занимающегося учебно-воспитательным процессом, для тьютора первостепенной является задача оказания школьникам помощи в построении индивидуального образовательного пути.

 

Как смотивировать педагога на принятие дополнительных функций, как организовать процесс присвоения новой тьюторской идеологии, введения тьюторского сопровождения в школе полного дня, как оплачивать труд педагога, принявшего позицию тьютора, – все эти вопросы и другие требуют новых управленческих подходов, создания механизма управления этим процессом.

 

2. Актуальность

 

В настоящее время залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. Разрабатываются стандарты образования, которые ориентированы не только на получение знаний, но и на формирование способностей их эффективно применять. Таким образом, закладывается новая знаниевая парадигма, которая основывается на утверждении, что только то есть знание, что связано со сменой технологий, а не то, что описывает объекты. Там, где идет переход к прикладному знанию, где происходит переход от знания к действию, и в частности, к технологии, там что-то меняется. И если технологическое обеспечение образовательного процесса в школе не претерпит существенных изменений, то цели модернизации в целом достигнуты не будут. Имеется в виду, прежде всего, такие цели, как профессиональное самоопределение, формирование новых жизненных установок личности, закладывающих основы ее предприимчивости, самостоятельности в принятии решений в ситуации выбора, планировании собственных действий и прогнозировании их последствий, способности к сотрудничеству. С нашей точки зрения, именно в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе эти установки могут быть сформированы при условии существенного содержательно-технологического перевооружения образовательного процесса. Это перевооружение должно быть ориентировано на профессиональное самоопределение учащегося через реализацию компетентностного подхода, обеспечивающего его социализацию и развитие индивидуальности. Актуальность данного проекта заключается в поисках управленческих путей изменения структуры, содержания, технологий и организации образовательного процесса, что позволит осуществлять целенаправленную педагогическую (тьюторскую) деятельность по развитию у учащихся ключевых компетентностей, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения, эффективной социализации на рынке труда; а также решать проблемы повышения качества образования, понимая под качеством образования, в первую очередь, степень удовлетворенности заказчика (личности, общества, государства) результатами и ходом образовательного процесса в школе.

 

3. Проблема, на решение которой направлен проект

 

Одним из способов дифференциации и индивидуализации образования за счет изменения структуры, содержания, технологий и организации образовательного процесса может стать целенаправленное внедрение в педагогическую практику модели школы полного дня и института тьюторства. Эта модель школы актуальна для учащихся, так как позволяет полнее учитывать интересы, способности, склонности учащихся, стимулировать интерес к продолжению образования, к получению отвечающей индивидуальным запросам профессии на основе выстраивания индивидуального плана продвижения к самостоятельно избранным целям в процессе обучения и воспитания. Основным «помощником» школьника в выстраивании индивидуальной образовательной траектории и полновесном «проживании» её является педагог с позицией тьютора. Основная проблема администрации школы - конструирование способа построения образовательного пространства предпрофильной подготовки и профильного обучения таким образом, чтобы главным содержанием деятельности учащегося был процесс самообразования (образование как индивидуальный проект), «выбор опробования» своих возможностей, познания своих границ конкурентоспособности на рынке труда.

 

Тьюторская деятельность в своей основной части является совместной с учащимся деятельностью по выстраиванию и реализации его образовательной траектории. При этом ученик получает опыт постановки цели и интеграции для ее достижения различных результатов образования, а в итоге – осознает процесс управления своей образовательной деятельностью, осваивает наиболее существенные его компоненты, формирует компетентности, обеспечивающие ее успешную реализацию. Для становления института тьюторства в школе необходимо осуществить ряд управленческих действий (создать механизм управления), направленных на решение следующих противоречий:

 

  • Между необходимостью достижения нового качества образования и неготовностью учреждения к решению этой задачи.
  • Между целесообразностью введения тьюторского сопровождения в связи с профилизацией школы и неподготовленностью педагогов к принятию и реализации новой образовательной позиции тьютора.
  • Между необходимостью обеспечения многофункциональной, многоролевой деятельности педагога, ведущей к повышению качества образования, и неразвитостью тьюторских компетенций.
  • Между почасовой и штатной оплатой труда педагогов и нормативами новой системы оплаты труда за конечные результаты (самонормирование и общественная экспертиза) в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Между пониманием необходимости формирования навыков целеполагания, планирования, рефлексии собственной деятельности, умений корректировать собственную деятельность у учащихся и неразвитостью у педагогов компетенций для организации специальной работы, создающей условия для формирования соответствующих установок и умений у обучаемых.
  • Между существующими программами повышения профессиональной компетенции педагогов и отсутствием практики обучения педагогов технологии тьюторства.

 

Решение поставленной проблемы приведет к созданию в основной школе модели образовательного процесса, основанной на использовании технологических приемов, позволяющих стимулировать развитие комплекса личностных качеств, на основе которых может быть осуществлено предварительное личностное, социальное, профессиональное самоопределение, формирование ключевых компетенций для успешного профильного обучения.

 

Причины проблемы

 

  • Новизна задач, поставленных перед образованием Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Отсутствие практики использования тьюторской технологии в массовой школе и механизма управления ее внедрением.
  • Недостаточность материально-технической базы образовательного учреждения для построения образовательного пространства, где выбор опробования своих возможностей учеником – главное содержание.
  • Недостаточная разработанность вопроса о критериях эффективности тьюторского сопровождения, образовательных результатах тьюторской работы и способах представления этих результатов.

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

 

Разработка и апробация механизма управления тьюторским сопровождением в школе полного дня (ШПД).

 

ЗАДАЧИ:

 

  1. Организовать тьюторское сопровождение профессионального самоопределения как новую социально-педагогическую практику.
  2. Модернизировать условия осуществления образовательного процесса с тьюторским сопровождением в ШПД (нормативно – правовую базу, исследовательскую деятельность и научное руководство, здоровьесберегающую среду, МТБ и оплату труда).
  3. Осуществить мониторинг эффективности тьюторского сопровождения через оценивание готовности учащегося к профессиональному самоопределению и профильному обучению.

 

Конкретные, измеряемые ожидаемые результаты проекта

 

Ожидаемые результаты проекта

Какими способами, формами, документами будет подтверждено

В ходе выполнения проекта появятся специалисты, способные осуществить тьюторское сопровождение в школе полного дня и оказать помощь учащимся в выборе ИОТ.

 

Будут созданы дополнительные условия для инвестиций в образование города со стороны родителей и других заинтересованных лиц.

База данных педагогов- тьюторов и педагогов, осваивающих позиции тьюторов

 

Справка о динамике родительских инвестиций в развитие образования

Будет организована курсовая подготовка специалистов с позицией тьютора, способных осуществить тьюторское сопровождение в школе полного дня, и трансляция опыта на базе ЦИО (центра инновационного опыта) школы.

 

Будет создана программа курса для подготовки специалистов с позицией тьютора.

План ЦИО

 

Программа курсовой подготовки и ее электронная версия

Удовлетворенность родителей готовностью учащихся к профессиональному самоопределению.

 

Повторяемость опыта в ОУ города

Анкеты. Аналитическая записка по итогам реализации проекта.

Развитие тьюторских компетенций педагогов.

 

В выполнении работы по проекту будут участвовать педагоги, имеющие богатый опыт проектной, инновационной и экспериментальной деятельности в основном и дополнительном образовании

Рефлексия инновационной деятельности, оформленная в сборник статей и методических материалов

Развитие интеграции основного и дополнительного образования.

 

Умение учащихся планировать индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) с использованием потенциала школы полного дня.

 

Удовлетворенность педагогов, учащихся и их родителей качеством образовательного процесса в ОУ.

Программы курсов по выбору, УТМ, элективных курсов ИУП, портфолио учащихся. Педагогическая и психологическая диагностика. Информация о выборе дальнейших путей непрерывного образования выпускников 9 классов.

 

Анкеты. Отзывы о реализации проекта со стороны педагогов, учащихся и их родителей, документально зафиксированных в средствах информирования (сайт, газета, школьное телевидение)

Общественная экспертиза хода выполнения проекта и результатов структурами государственно-общественного управления (управляющий совет школы, ассоциация учителей технологии и профильных предметов)

Внешняя и внутренняя экспертиза.

 

Справка по итогам экспертизы

В образовательном пространстве города появится база данных о наличии специалистов, способных модернизировать уклад школы в целях профилизации.

 

Повысится индивидуализация образовательного процесса.

 

Учителя, ученики и родители получат образовательную среду для проектирования профессионального будущего.

 

Повысится профессиональная компетентность педагогов в вопросах воспитания.

 

Увеличится число педагогов, способных модернизировать уклад школы.

 

Увеличится количество учащихся, способных осознанно планировать ИОТ и проектировать саморазвитие.

 

Укрепится взаимодействие с родителями в конструировании профессионального самоопределения учащихся.

База данных.

 

Анкетирование.

 

Отчет по результатам мониторинга образовательного процесса.

 

Web – презентации.

Устойчивость воспроизведения полученных результатов обеспечивается финансированием администрирования сайта и проведением систематических курсов разработчиками проекта после завершения финансирования из средств проекта; наличием разработанных методических материалов; наличием подготовленных специалистов и координацией их деятельности в рамках профессионального сообщества..

Заявки на повторное проведение курсов.

 

Нормативная база профессионального сообщества.

Создание нормативной базы тьюторского сопровождения

Локальные акты школы

Мониторинг для оценивания готовности учащегося к профессиональному самоопределению и самостоятельной деятельности.

 

Появится опыт управления тьюторским сопровождением

Результаты диагностик. Анкетирование родителей, учащихся.

 

Описание механизма управления тьюторским сопровождением, проведение семинара для руководителей ОУ города

 

Миссия проекта

 

  • Состоит в «наращивании» новых компетентностей педагогов для успешной реализации идей профильного обучения, в создании механизма управления этим процессом.
  • В результате реализации проекта будут предложены организационные формы, методы, приемы, обеспечивающие формирование ключевых компетентностей педагогов с позицией тьютора и организацию тьюторского сопровождения в школе полного дня.

 

Критерии эффективности проекта и способы диагностики

 

Критериями мониторинга эффективности управления проектом будут: портфолио педагогов и учащихся, самостоятельность и многовариантность наполнения портфолио, наличие у учащихся индивидуального учебного плана дополнительного образования, количество учащихся, имеющих личный профессиональный план.

 

Описание управления проектом: стратегия и механизм достижения поставленных целей

 

Создаваемый механизм управления тьюторским сопровождением является одним из способов достижения предполагаемого результата реализации Программы развития МОУ СОШ № 135 до 2011 года, целью которой является разработка, апробация и систематизация содержаний, организационных условий, управленческих действий, способов совместной деятельности педагогов и учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении, обеспечивающих формирование готовности учащихся к ответственному профессиональному самоопределению.

 

Исходя из целей и задач данного проекта, механизм управления тьюторским сопровождением является одним из инструментов управления ШПД (школы полного дня), направленной на создание образовательной среды с развитой системой курсов по выбору, элективных курсов, дополнительного образования, полноценного и разнообразного досуга, способствующей развитию компетентностей учащихся в приобретении профильного образования по индивидуальным образовательным траекториям. Применяемый метод управления предполагает, что используемые методы и формы организации решения управленческих задач должны быть такими, чтобы как можно большее число учителей, учащихся, родителей было вовлечено в управление, особенно в выявление проблем, анализ их причин, поиск способов решения, выбор новшеств, планирования их внедрения, реализацию инновационных проектов. При таком подходе под управлением понимается формирование общих целей и объединение усилий участников совместной деятельности на их достижение (М.М. Поташник, В.С. Лазарев). В разработке механизма управления тьюторским сопровождением методологической основой является такое направление в менеджменте, как управление проектами. Управление проектами – специфический вид целевого управления, включающего компоненты общесистемного функционального управления, управления конкретными проектами и матричную организационную структуру.

 


Система целей управления проектами:

 

 

Управление проектами дает преимущества:

 

  • демократизацию управления как результата системного делегирования полномочий и функций управления на уровень управления проектом;
  • при использовании матричной структуры, наряду с разработкой многочисленных проектов, школа одновременно способна выполнять свои обычные функциональные обязанности и нацелена на большую интеграцию проектных команд в организации через наделение управляющего проектом достаточными полномочиями;
  • синергетический эффект как результат консолидации персонала, интеграции ресурсов и целенаправленной деятельности всех участников образовательного учреждения и проектов;
  • гибкость и адаптивность системы управления.

 

Разрабатываемый механизм управления тьюторским сопровождением включает три подсистемы:

 

  1. Структурно-функциональная подсистема (управленческие органы, выполняющие поставленные перед ними задачи, совокупность методов, с помощью которых осуществляется управление).
  2. Информационно-поведенческая подсистема (управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления, интересы и поведенческие нормативы участников процесса управления).
  3. Подсистема саморазвития системы управления (стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей, внедрение их в практику; воспроизводство, распространение и практическое воплощение).

 

Информационно-поведенческая подсистема.

 

Кадровая политика направлена на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию:

 

  • проблемных групп (ПГ) по разработке компетентностного подхода (выделено 5 ключевых компетентностей, которые педагогический коллектив школы способен реализовать в своей практической деятельности и которые отражают специфику образовательной деятельности школы: это проектная, коммуникативная, здоровьесберегающая, ИКТ- компетентность, способность выбирать; причем, этот набор компетентностей одновременно формируется и у учащихся, и у педагогов);
  • временных творческих коллективов (ВТК), через которые организуется системная работа по реализации созданных проектов, по привлечению грантовых средств. В этом направлении повышается роль создания мотивационных условий.

 

ШПД рассматривается как институт социализации, модель социального мира, где школьник осваивает его законы. Передача этих законов должна осуществляться не столько в форме традиционной трансляции, сколько в процессе специально организованной (технологически простроенной) деятельности ребенка, где учитель – создатель условий (среды), обеспечивающей усвоение норм и ценностей в ходе активной деятельности самого ребенка (субъекта деятельности). С целью реализации этих идей учащимся школы предлагается широкий спектр выбора предметов, учебно-творческих мастерских и деятельностей в рамках дополнительного образования. Курсы по выбору, учебно-творческие мастерские направлены в основном на выстраивание технологического направления и углубление образовательной области «Технология», а также способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. В результате учащемуся придется выбирать из 21 возможных ученических проектов, 15 предлагаемых спортивных секций, 9 учебно-творческих мастерских, 25 кружков как предметных, так и учебных.

 

И дело не только в механизме осуществления выбора: хочу, могу, надо. Более значимо ответить на вопросы: Какой проект наиболее способствует реализации способностей школьника, соответствует раскрытию его потенциала? Каким образом воодушевить его на осуществление проекта? На все эти вопросы может искать ответ только человек, искренне заинтересованный в росте своего ученика, при этом умеющий сохранить его независимость и самостоятельность. Так мы осознаем необходимость деятельности тьютора в образовательном процессе, способного осуществить индивидуальное сопровождение развития воспитанника.

 

Деятельность тьютора по своей природе является интегративной и строится по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической, информационной и тьюторской составляющих. Это умение внутренне почувствовать ученика, полностью принять его таким, какой он есть, дать ему право на самобытность и самопроявление. И в то же время вести его к результатам, мотивировать на преодоление препятствий, поддерживать в начинаниях, не навязывая своего мнения. Как показывает практика, этот внутренний переход очень сложен из-за сложившегося стереотипа, что учитель всегда прав. Разрушить данное представление помогут тренинги для учителей совместно с учениками, выразившими готовность стать тьюторами. Тьюторская позиция ярко проявляется в умении выстраивать диалог взаимодействия с учеником-соавтором, который обладает следующими особенностями:

 

  • равенство позиций тьютора и ученика;
  • отсутствие оценок, полное принятие ученика таким, какой он есть;
  • особая эмоциональная окраска общения;
  • искренность и естественность в проявлении эмоций;
  • способность тьютора использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

 

Одновременно с тренинговыми занятиями новые педагогические ценности могут прирастать после погружения в опыт учителей-мастеров, работающих в учебно-творческих мастерских, где сложились отношения равноправных коллег по выполнению профессиональной деятельности. Здесь коренным образом меняется характер взаимоотношений старшего и младшего. Индивидуальность ученика становится основой для учителя-тьютора в выборе стиля деятельности, построения отношений, диалога, форм, методов работы. Это может рассматриваться как один из способов совместной деятельности педагогов и учащихся, где происходит профориентация и осуществляется профессиональная проба. Большую роль в трансформации педагогической статичности играет школьный профильный лагерь, где происходит осуществление совместных проектов и где порой учитель – будущий тьютор оказывается в роли воспитанника ученика-тьютора.

 

Таким образом, тьютор в нашем понимании - это педагог с тьюторской позицией, сопровождающий процесс самостоятельной познавательной деятельности учащихся, профессионального самоопределения, способный оказать непосредственное влияние на формирование различных компетентностей.

 

Тьюторское сопровождение – это специально организованное педагогическое сопровождение для оказания учащемуся помощи в оформлении образа будущего и построении наиболее адекватной программы по его достижению. Основной единицей тьюторского сопровождения является тьюторская встреча - обсуждение тьютором и учеником самостоятельных шагов, сделанных ребенком для решения своего образовательного вопроса.

 

Тьюторское сопровождение – особый тип педагогического взаимодействия, в ходе которого ученик сам определяет образовательные этапы, реализующие его образовательный интерес, а педагог соответственно каждому этапу выстраивает способы взаимодействия с ним (по Т.М Ковалевой и Н.В. Рыбалкиной).

 

Компоненты тьюторского сопровождения

 

Компоненты

Характеристика

Результат управленческих шагов

Участники тьюторского сопровождения

Учитель-предметник, классный руководитель, педагог- организатор, воспитатель группы продленного дня, психолог, социальный педагог

Должностная инструкция

Вид деятельности

Учебная деятельность, внеурочная деятельность

Компетентности

Освоение ключевых компетентностей

Шкала измерения компетентностей

Портфолио учителя

Присвоение ценностей ШПД

Обретение личностного смысла в выполняемых действиях: обобщение и транслирование личного опыта

Образовательные программы внеурочной деятельности, социальных практик анкета, курсовая подготовка

Психолого – педагогическая подготовка

Понимающая коммуникация

Психолого-педагогическая диагностика

Нормы взаимодействия учителя-тьютора и учащегося

Субъект-субъектные отношения

Положение о тьюторском сопровождении

Система стимулирующих доплат

Новая система оплаты труда (НСОТ)

Положение о введении новой системы оплаты и стимулирования труда работников, согласование с управляющим советом школы

 

Подсистема саморазвития системы управления.

 

Разрабатываемый механизм управления обязательным элементом включает мониторинг для оценивания готовности учащегося к самостоятельной деятельности по наличию и полноте самостоятельно спроектированного портфолио, созданию индивидуальной образовательной траектории и профессионального самоопределения, что явится итогом тьюторского сопровождения и индуцирует новые самообразовательные и социальные проекты. Результаты мониторинга позволят вносить коррекцию в реализацию данного проекта.

 

Необходимой частью механизма управления является создание нормативной базы, отражающей специфику тьюторского сопровождения, критерии результативности, способы мотивации и стимулирования к многофункциональной деятельности педагогов. Координация управленческой деятельности в таких условиях приобретает важное значение. Решением этой задачи является создание единого информационного пространства школы, которое требует современной материальной базы, информационного и технического обслуживания сети, специалистов. Участие родительской общественности в этом процессе позволит укрепить вышеперечисленные позиции, создать систему информирования участников образовательного процесса о жизни школы и систему регулярного изучения мнения родителей и общественности по вопросам образования на современном техническом уровне. Инструментами создания единого информационного пространства являются школьный сайт, газета, школьное телевидение, оснащение рабочего места учителя ИКТ. Опыт по реализации данного проекта будет транслироваться в пространство города через Центр инновационного опыта, организованный на базе школы департаментом образования г. Перми. Основные направления деятельности ЦИО – это исследовательское и транслирующее опыт школы в городское сообщество учителей технологии и других специалистов, занимающихся вопросами технологического образования и профилизации школы. Принцип действия ЦИО: «Обучая других, сам растёшь как профессионал».

 

Анализ реализации проекта осуществляется после каждого этапа: проводится контроль, рефлексия, коррекция, планирование, организация.

 

Промежуточные итоги подводятся на заседаниях научно-методического совета (2 раза в год).

 

Итоги реализации проекта на заключительном семинаре всех участников проекта.

 

В написание отчета участвуют все проектанты и оформляются Web –презентации на сайте школы.

 

Используемые образовательные и социальные технологии:

 

  • Социальное партнерство
  • Тьюторская технология проектирования развития субъектности в профессиональном самоопределении.
  • Использование сетевых и информационно-коммуникационных технологий, дистанционное обучение.
  • Диагностика профессиональной успешности в современной машиностроительной отрасли.
  • Профессиональные пробы и производственная практика в технопарках (экспонаты-тренажёры, образцы современного оборудования).

 

Развитие у педагогов школы навыков сопровождения ИОТ, создания элективных курсов для обеспечения образовательного выбора учащимися – один из важных результатов проекта. Способы работы будут систематизированы, описаны в виде программы курсов для обучения специалистов с позицией тьюторов, сопровождающих учащихся в выборе ИОТ с использованием имеющегося потенциала основного и дополнительного образования. Будут предложены организационные формы, методы, приемы, обеспечивающие формирование ключевых компетентностей специалистов, занимающихся вопросами тьюторского сопровождения.

 

Такая работа педагогов подготовит учащихся к самоопределению и самостоятельной деятельности вне зависимости от сферы приложения их будущих усилий.

 

Возможные риски и пути их устранения

 

Возможные риски.

Пути их устранения

1. Решение проблемы создания образовательного пространства с учетом особенностей предпрофильной подготовкой и профильным обучением, предусматривающих смену видов деятельности, связано с дефицитом кадровых ресурсов, способных помочь учащимся в выборе индивидуальной образовательной траектории, недостаточностью материальной базы.

1. Обучение педагогов новым технологиям, связанным с предпрофильной подготовкой и профильным обучением.

2. Может иметь место сопротивление части педагогов внедряемым изменениям.

2. Повышение мотивации педагогов, обучение.

3.Трудности внедрения тьюторского сопровождения могут возникнуть из-за недостаточной развитости у учащихся навыков целеполагания, планирования, самостоятельной работы, рефлексии.

3. Использование современных технологий, организация целеполагающей деятельности в образовательном процессе.

4. Неразвитость институтов государственно-общественного управления

4. Развитие ключевых компетентностей общественных управляющих

 

Этапы реализации проекта:

 

Первый этап – подготовительный (январь-март 2009 года)

 

Педагогами школы будет осуществляться анализ и обобщение имеющегося опыта работы с учащимися школы №135 в проектировании индивидуальной образовательной траектории, в том числе с использованием потенциала школы полного дня. Будут созданы методические материалы, их электронные версии.

 

Работу, связанную с созданием образовательного пространства с учетом особенностей предпрофильной и профильной подготовки, предусматривающих смену видов деятельности, оснащением материально – технической и финансовой базы, необходимой для обучения специалистов, осуществляет директор школы, привлекая средства президентского гранта, а также грантов, полученных от участия проектов в конкурсах, спонсорские средства. Кадровую и методическую базу формирует менеджер проекта. Уточнение рабочего плана реализации проекта проводится всеми участниками проектной деятельности в проектном режиме.

 

В завершении этапа все участники проекта провели уточнение концепции проекта и плана работы каждого ВТК и коллектива в целом.

 

Второй этап – организационный (апрель-май 2009 года)


К работе по подготовке всех необходимых материалов привлекаются педагоги дополнительного образования, классные руководители, специалисты, занимающиеся воспитательной работой, руководители школьных подразделений, учебно-творческих мастерских, другие участники образовательного пространства школы, а также ученые.

 

Работу по созданию программы курсов для тьюторов будут осуществлять педагоги основного и дополнительного образования, классные руководители, психологи, методисты, ученые и другие заинтересованные участники образовательного процесса.

 

К работе по компьютерному сопровождению программы курсов, созданию единого информационно-образовательного пространства будут привлечены преподаватели информатики, учащиеся.

 

Руководитель проекта предложит управляющему совету школы проэкспертировать механизм управления тьюторством в школе полного дня.

 

Апробация технологических приёмов тьюторства прошла в профильном лагере.

 

Третий этап – основной (июнь- октябрь 2009 года )

 

Социальную практику тьюторства будут внедрять проектанты. К осуществлению внутренней экспертизы планируется привлечь педагогов школы, руководителей ПГ, ВТК, представителей школьной администрации, внешними экспертами будут ученые, представители управляющего совета, ассоциации «Навигатор профессионалов» В соответствии с полученными отзывами планируется проектирование программ курсов по выбору, УТМ, элективных курсов, проектной и учебно-исследовательской деятельности для обеспечения предпрофильной подготовки.

 

Апробируется механизм управления тьюторским сопровождением предпрофильной подготовки в школе полного дня.

 

Четвертый этап – заключительный (декабрь 2009 года)


Осмысление и систематизация результатов реализации проекта.

 

Рефлексия в виде обмена мнениями об удовлетворенности от участия в проекте.

 

Проведение заключительного семинара всех участников проекта.

 

Написание отчета, оформление Web-презентации на сайте школы и ИЦРСО по согласованию.

 

Последействие. Распространение результатов.

 

Результаты проекта будут распространяться с помощью СМИ: телерепортажей, через выпуск «Просто газеты», сайт школы и городской образовательный портал, через трансляцию опыта в образовательное пространство города посредством созданной нами гродской ассоциации учителей технологии и профильного образования, курсовой подготовки руководителей ОУ, тьюторов, профконсультантов и педагогов основного и дополнительного образования в школе как Центре инновационного опыта (ЦИО) г. Перми.

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
рис. 1 1
Закрыть
Заголовок