Мой кабинет
Моя страница Мои блоги Мои вопросы Инструкция Пользователи портала
Образовательная волна
Все разделы Новости отрасли
"Детская школа искусств" Мотовилихинского района"Ленинградский квартал""РИТМ" Центр детского творчества"Рифей" детско-юношеский центр"Техно-Школа им. В.П. Савиных"«Патриотической воспитание»«Уникальное образование»I love EnglishWeb2.0XI фестиваль искусств имени Д.Б. КабалевскогоАктивное начало учебного года в МАОУ «СОШ №79»Блог Дома учителяБлог разработчиковБрейн-рингВоенно-патриотическое воспитаниеВосточный центр МАОУ "Гимназия № 2" г. ПермиВсероссийский конкурс методических разработок преподавателей русского языка и литературыГимназия № 2 - школа бережливого производстваГимназия № 31Гимназия №8Гимназия самореализации Гимназия №7Городская проблемная группа педагогов по реализации программы "Детство" (Индустриальный район)Городское методическое объединение педагогов по ИЗО деятельностиГородское методическое объединение педагогов по изобразительной деятельностиГородской конкурс «Звёздный дождик»Городской совет ветерановГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙД. Батин опера "Малахитовая шкатулка на сценах школ г. ПермиДворец детского(юношеского) творчестваДерево Добрых делДети на оперной сценеДетский сад "Калейдоскоп"Детский сад "Парма"Детский сад № 281Детский сад № 49 "Олимпик" сообщаетДетский сад №6 г. ПермиДетский сад- сказочная страна!Детское программированиеДля Вас, родители!Для родителей [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]ДЮЦ В. СоломинаЕГЭИ снова о театре!!! В мае закрылся очередной театральный сезон детского театра «ЛИК» МАДОУ «Центр раИгровая технология интеллектуально-творческого развития "Сказочные лабиринты игры" В.В. ВоскобовичаИкаренок "Народные торжища мастеровых" сезон 2018-2019гИнженерная школаинклюзивное образование дошкольников с ОВЗИнтервью с учителемИнформационная служба гимназии им. С.П. ДягилеваИнформационная служба школы №61Информационные технологииИнформационные технологии в образованииКаникулы. ЛетоКиокушинкай (СОШ №32)Классный руководительКонкурсы на организацию питанияКонструктор успехаКраевой форумКурс "Я-бренд"Лагеря досуга и отдыхаЛетний выездной фестиваль "Техно-Пермь"МАДОУ "Детский сад "Театр на Звезде" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 167" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 265" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 347"МАДОУ "Детский сад № 377" г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 384"г.ПермиМАДОУ "Детский сад № 395"МАДОУ "Детский сад № 422"МАДОУ "Детский сад № 85" г. ПермиМАДОУ "Детский сад № 90 " Оляпка"МАДОУ "Детский сад №390"МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 272"МАДОУ "ЦРР - детский сад № 46" г. ПермиМАДОУ "ЦРР-детский сад № 47" г. ПермиМАДОУ №111МАДОУ"Детский сад №23"г.ПермиМАОУ "Гимназия № 33"МАОУ "Гимназия № 5" г.ПермиМАОУ "СОШ № 111"МАОУ "СОШ № 118" г.ПермиМАОУ "СОШ № 133"МАОУ "СОШ № 6" г.ПермиМАОУ "СОШ № 72" г.ПермиМАОУ "СОШ № 91" г. ПермиМАОУ "СОШ №119"МАОУ "СОШ №123"МАОУ "СОШ №14" г. ПермиМАОУ "СОШ №24" г. ПермиМАОУ "СОШ №41"МАОУ "СОШ №42" Школа современных технологий и сервисаМАОУ "СОШ №55" г. ПермиМАОУ «Гимназия №3», дела и лицаМАОУ «СОШ № 44» г. ПермиМАОУ Город дорогМАОУ СОШ 120МАОУ СОШ №50МАОУ СОШ №63МАОУ СОШ №96 г.ПермьМАОУ СОШ МастерградМАОУ ЭнергоПолис ПермьМАОУ"СОШ№24"г.ПермиМБДОУ "Детский сад №"92"МБОУ "Школа №154 для обучающихся с ОВЗ"МБОУ "Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. ПермьМедиацентр МАОУ "Школа - интернат №85"Менеджмент в ПЛ№1Методическая копилка [проект «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»]Методическая работаМетодическая служба Индустриального района (сопровождение деятельности ДОУ)Методические материалы из опыта работы учителя английского языка МАОУ «Гимназия №2» Королевой ЛарисыМО учителей-дефектологовМолодые специалистыМОУ "Средняя общеобразовательная школа № 120", г. ПермьМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. ПермьМузейная игра «Первоклассные открытия»музыкальное образование в школеМуниципальный конкурс грантовНовостиНовости в сфере дошкольного образованияНовости детского сада 404Новости класса Росгвардии в МАОУ "СОШ №79"Новости культурной жизни ПермиНовости МАДОУ № 252Новости МАДОУ"ЦРР - ДЕТСКИЙ САД № 47"Новости МАОУ " Школа 18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Гимназия № 33"Новости МАОУ "Лицей №4"Новости МАОУ "Лицей №9"Новости МАОУ "СОШ№ 94" г.ПермиНовости МАОУ "СОШ№ 94" г.Перми.Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ"Новости МАОУ "Школа №18 для обучающихся с ОВЗ" г.Перми, II корпусНовости от первоклассников МАОУ "СОШ №79"Новости отраслиНовости проекта «Образовательные услуги для детей с ОВЗ»Новости школыНОУ Академия родительского образованияОлимпиада 2016-2017Олимпиада 2017-2018Олимпиада 2018-2019Олимпиада 2019-2020Олимпиады 2011-2012Олимпиады 2012-2013Олимпиады 2013-2014Олимпиады 2014-2015Олимпиады 2015-2016Пермские писатели в МАОУ "СОШ №79"Пермячок.ru. Обучение с увлечениемПетролеум Плюс Школа №102Поздравляем педагогов нашего детского сада с участием в краевом конкурсе методических материалов "МЫПозитивные инициативыПомним и гордимся!!!Помочь? Легко!пресс-центр МАОУ "СОШ № 12"Пресс-центр МАОУ СОШ №120Пресс-центр МАОУ СОШ №49Пресс-центр СОШ120Проект "12 месяцев- 12 конкурсов в действии"Проект "Детский шумовой оркестр"Проект "По галактике профессий"Проект "Профразведка"Проект «Профилактика правонарушений»Проектная деятельность в МАОУ "СОШ №79"Прокуратура напоминаетПрофессиональные пробы лаборатории «Чистый мир» МАОУ «СОШ№ 94» г.Перми.Публикации отраслиПубликации отрасли «Образование»Публичные докладыРасскажи о любимом учителеРасскажи Перми о любимом учителермо учителей русского языка и литературы Орджоникидзевского районаРобототехника в Пермском краеРябова Лариса ИвановнаС Думой о детяхСеминар «Формирование универсальных учебных действий посредством включения учащихся в исследовательсСказка.руСлужба поддержки порталов отрасли «Образование»СМИ о насСОШ №131Спортивные победыСтанция детского и юношеского туризма и экскурсий г. ПермиТворим добро!Творчество и мастерствоТвоя жизнь в твоих рукахУникальная IT-школа №10Учащиеся МАОУ "СОШ №79" учат ПДДУченики МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!Ученики МАОУ «СОШ №79» узнают историю своего краяУченицы МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины в спорте!Учимся вместе с мамой.Учитель и его проблемыУчителя МАОУ "СОШ №79" покоряют новые вершины!!!Федеральный государственный образовательный стандартФотоника МАОУ СОШ № 93Химико-технологическая школа "СинТез"Центр Инновационного опытаШкола 25. СобытияШкола 87 Глубина знаний. Тепло отношений. Радуга возможностей.Школа биотехнологий СпектрумШкола дизайна «Точка»Школьное СМИ "КАДР99" МАОУ "СОШ99"Школьные новости МАОУ "СОШ №81"Школьный симфонический праздник
О проекте

Образовательная волна

Публикации отрасли «Образование» СИСТЕМА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ «ПЕРМЬ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ. ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. А. Красных, А. С. Куляпин, Т. Я. Шихова

Сборник «Технологическое образование в регионе: опыт, достижения, перспективы». Материалы Всероссийской научно-практической конференции (01-03 апреля 2010 года), Пермь, 2010

 

Школа № 135 в течение нескольких лет разрабатывала и реализовывала различные отдельные элективные курсы, направленные на углубленное изучение предметов образовательной области «Технология» и на профессиональное самоопределение школьников, например: «Виды прикладной технологии», «История техники», «История в лицах», «Механические способы обработки конструкционных материалов (древесина)», «Основы социологии», «Компьютерная графика», «Мой выбор», «Выбор за тобой» и др.

 

В ходе реализации Программы развития МОУ была создана система взаимосвязанных профориентационных элективных курсов (СПЭК), на основе которой разработан открытый инновационный учебно - методический комплекс (ИУМК), позволяющий учителю вносить в разработанную систему авторское содержание и формы деятельности, подбирать свой вариант планирования содержания курса (курсов) для данной конкретной школы в зависимости от исторически сложившихся связей с производственными предприятиями своего района или микрорайона, от желания работодателей предъявлять образовательным учреждениям свой социальный заказ.

 

Цель СПЭК - помочь школьникам сформировать и описать собственную позицию к миру профессий, рынку труда и на её основе создать «портфель» своих достижений, выбрать маршрут профессионального обучения на начальном этапе профессионального становления.

Исходя из потребностей региона, Программа СПЭК позволит проектировать индивидуальные образовательные траектории у выпускников основной школы, формирующие реальные профессиональные планы в области машиностроения.

 

Программа СПЭК рассчитана на 34 учебных часа и содержит четыре взаимосвязанных преемственных модуля:

 

  • курс 1 « Галерея машиностроения»;
  • курс 2 «Технология профессионального самоопределения»;
  • курс 3 « Основы социального проектирования. Проектирование индивидуальной образовательной траектории»;
  • курс 4 « Планирование профессиональной карьеры».

 

Программа СПЭК носит открытый характер, т.е. задает перспективу возможного, а не перечень необходимого. Каждое ОУ, учитывая свои возможности, может внести свои коррективы в Программу. Программа через различные формы сетевого взаимодействия предложена руководителям ОУ, педагогам технологического и профильного обучения.

 

Разработанные авторским коллективом ИУМК позволяют учащимся школы сделать выбор в составлении ИОП – траектории движения в системе профильного обучения муниципальной системы образования г.Перми. Учащиеся могут выбрать темы, модули для изучения по четвертям. Кроме того, учащиеся других школ также могут осваивать модули и курсы системы СПЭК при помощи дистанционного обучения, используя ресурсы школы – организатора.

 

В ходе разработки СПЭК удалось выделить комплекс инновационных образовательных технологий, позволяющих достигать поставленных системных целей, работающих на результат. Это технологии тьюторского сопровождения, компетентностно – ориентированных заданий, КВО (коллективного взаимообучения А.Г.Ривина) широко представленные в системе элективных профориентационных курсов, технология проектной деятельности, дистанционного обучения, ИКТ, которые позволяют педагогам эффективно выполнить поставленную задачу: помочь субъектам самоопределения - учащимся 8-9 классов - в поиске своего места в изменяющемся профессиональном мире. Организован городской конкурс ученических профессиграфических работ «100 дорог – одна твоя). Мир профессий глазами школьников отличается от взгляда педагогов. Ученические работы становятся частью ИУМК.

 

ИУМК дают возможность педагогам – тьюторам участвовать в апробации разработанных курсов в разных вариантах (модули, курсы, классные часы и другие профориентационные мероприятия) также в дистанционном режиме, выстраивать свои индивидуальные образовательные траектории совместно со своими учащимися через Интернет на специально организованном сайте «Пермь индустриальная».

 

Таким образом, школа - организатор становится ресурсным центром профориентации в предпрофильной и профильной подготовке в образовательном пространстве г. Перми. Такая организация деятельности ресурсного центра профориентации увеличивает количество вариантов выбора элективных курсов, позволяет концентрировать ресурсы, рационально распределять педагогические и материальные ресурсы, творчески наполнять содержание краеведческими материалами. Такой подход к организации деятельности позволяет реально организовать сетевые образовательные программы в образовательном пространстве г. Перми, укрепляет взаимодействие школ, ведущих предпрофильную и профильную подготовку, позволяет консолидировать силы педагогов – профессионалов и работников с непедагогическим образованием, привлеченных с производства в рамках проекта «Наша новая школа».

 

Разработанный подход к организации предпрофильной подготовки (принцип сети) был представлен авторами СПЭК и одобрен участниками Славяновского форума учреждений начального и среднего профессионального образования Приволжского федерального округа, клуба директоров по персоналу промышленных предприятий.

 

В ходе проектирования и разработки СПЭК были использованы материалы, предоставленные машиностроительными предприятиями и учреждениями профессионального образования г. Перми: ОАО «Пермские моторы», НПО «Новомет», НПО «Искра», авиационного техникума им. А.Д. Швецова, колледжа им. Н.Г.Славянова и др. Были привлечены информационные ресурсы киностудии «Новый курс», которая сняла и передала для включения в ИУМК фильм о современных машиностроительных профессиях и учреждениях профессионального образования «Как стать мастером». Данные цифровые образовательные ресурсы встроены в систему СПЭК, могут эффективно использоваться в преподавании курсов и пополнять СПЭК как открытую систему.

 

В ходе реализации СПЭК возникает проблема квалиметрических измерений сформированности компетенций, заявляемых работодателями как социальный заказ. Как измерить сформированные компетентности школьников, в каких формах деятельности компетентности проявляются и их можно обнаружить, описать, зафиксировать и оценить. Какие из них наиболее эффективны и четко могут показать, в какой степени та или иная компетентность сформировалась? В условиях перехода на новые стандарты школа, разрабатывая образовательные программы ступеней, должна разрабатывать собственные способы измерения уровней формирования компетентностей.

 

Основными способами решения обозначенных проблем являются стимулирование ОУ к разворачиванию инновационной деятельности и непрерывного повышения квалификации педагогов в различных формах с предоставлением бонусов педагогам и учреждениям, апробирующим и участвующим в сетевой образовательной программе «Пермь индустриальная. Выбор образовательного маршрута».

 

Разработана модель внедрения инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) модульных программ профориентационных элективных курсов, включающая следующие технологические компоненты:

 

  • Функционирование Центра инновационного опыта (ЦИО) как ресурсного центра повышения квалификации педагогов каскадно-цикличной модели обучения и развития работников отрасли «Образование»;
  • Деятельность ассоциации учителей технологического и профильного обучения как ресурса появления новых лидеров, разделяющих и транслирующих в педагогическое сообщество новые ценности тьюторского сопровождения профессионального самоопределения;
  • Инструменты внедрения, представляющие собой образовательную среду, средства, методы, приемы, способные обеспечить введение инновационных учебно- методических комплексов (ИУМК) модульных программ профориентационных элективных курсов в практику работы общеобразовательных школ.
  • Критерии результативности модели внедрения.

 

Подготовка педагогов, их позиция по отношению к подростку, видение педагогом современных проблем на рынке труда, его компетентность самому выстроить свою образовательную программу играют важную роль в реализации курса. Спроектированы программы обучения педагогов. Программы направлены на развитие тьюторских компетентностей педагогов, на организацию тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся как новую социально – педагогическую практику. Предлагаемые программы рассчитаны на 72 часа, 40 часов, 24 часа. К программам прилагается анкета по оценке курсовой подготовки.

 

Реализация модели внедрения инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) модульных программ профориентационных элективных курсов позволяет эффективно решать проблему «наращивания» новых компетентностей педагогов для успешной реализации профильного обучения, в создании механизма управления этим процессом в ходе решений задач модернизации пермского и российского образования. Организован конкурс методических материалов педагогов, апробирующих СПЭК.

 

В школе №135 создан временный творческий коллектив из 7 педагогов, имеющих высшую и первую категории, 10 летний опыт инновационной деятельности. Разработан план апробации системы профориентационных элективных курсов. Апробируются четыре модуля: «Галерея машиностроения», «Технология профессионального самоопределения», «Основы социального проектирования», «Проектирование профессиональной карьеры». Для экспертизы процесса апробации организована работа научно-методического совета с участием доцента кафедры педагогики ПГПУ Шиховой Т.Я.. Организовано взаимопосещение уроков. Оборудована специальная учебная аудитория, оснащенная современной компьютерной техникой, Интернетом, проекционной аппаратурой.

 

По результатам работы ВТК по созданию ИУМК можно сделать следующие выводы:

 

  1. По результатам информирования представителей педагогического сообщества г. Перми о системе профориентационных элективных курсов (СПЭК) выявлена большая потребность в системе таких элективных курсов, которые направлены на самоопределение учащихся. Это подтверждается анализом анкет слушателей курсовой подготовки, интерес слушателей совещаний и конференций.
  2. СПЭК, представленная авторским коллективом МОУ «СОШ №135», является гармоничной и открытой. Она предполагает организацию разнообразной и насыщенной деятельности подростка по самоопределению, дает возможность выбора и проектирования индивидуальной образовательной программы, вариаций в наборе модулей, адаптации материалов курса к окружающей профориентационной среде любой школы, делает образовательную деятельность ОУ инвестиционно привлекательной.
  3. СПЭК имеет поддержку в Интернете на сайте «Пермь индустриальная». Педагоги могут размещать свои авторские и апробированные на курсах материалы, общаться с коллегами, задавать вопросы авторскому коллективу. Сайт может стать городским виртуальным «центром» по предпрофильной подготовке и профильному обучению, методической подготовке педагогов, осуществляющих эту деятельность.
Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.