Советы психолога по подготовке ребёнка к школе

Психологическая готовность ребенка к  школе

Поступление в школу – начало нового этапа в жизни ребенка. Это новые правила и обязанности, новые отношения со сверстниками и взрослыми, новый режим дня, это большее проявление самостоятельности.  У психологов есть особый термин – готовность к школьному обучению — необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Формируется она не сама по себе, а образуется постепенно: в играх,  в труде,  в общении со взрослыми и сверстниками, в непосредственно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Однозначно сказать, что ребенок готов, можно наблюдая развитие ребенка комплексно.

Конечно, не стоит забывать, что помимо психологической готовности существуют особенности физического развития. Это прекрасно, когда ребенок развивается гармонично. Но в реальной ситуации может проявляться  разный уровень готовности по различным показателям. Например, ребенок может иметь хорошие показатели по познавательным процессам, но школа привлекает только своими новыми красивыми атрибутами: яркими учебниками, тетрадями, цветными ручками….. Пугаться этого не стоит. Готовность к школе формируется постепенно, а психологи и педагоги дошкольных учреждений проводят системную работу по подготовке ребенка к школьному обучению.

Необходимо также помнить, что основными условиями мягкого вхождения ребенка в школьную жизнь являются как создание условий, способствующих нормальному росту и развитию, так и хорошие, добрые доверительные отношения между родителями и ребенком.

Составляющие психологической готовности к школе

В психолого-педагогической литературе проблема готовности к школе рассматривается как достижение ребенком школьной и социальной зрелости.

Школьная зрелость — это такой уровень развития организма ребенка (развитие физиологических и психологических систем организма), при котором ребенок может справиться со всеми требованиями школьного обучения. Школьная зрелость определяется физической готовностью ребенка к школе.

Социальная зрелость- это степень готовности ребенка к изменению его места в системе общественных отношений, к принятию положения школьника. Социальная зрелость выражается в психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе включает мотивационную готовность, интеллектуальную (умственную), волевую и эмоционально-нравственную.

Под мотивационной готовностью ребенка к школе понимают положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности. Основными компонентами мотивационной готовности являются:

  • Правильное представление об учении и школе;
  • Желание идти в школу;
  • Познавательный интерес к окружающему.

Рекомендации для родителей:

*   Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять.

**  На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Умственная готовность

Готовность детей к школе в плане умственного развития определяется несколькими взаимосвязанными компонентами:

  • Наличие у ребенка достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире;
  • Общим уровнем развития познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления);
  • Соответствующим уровнем развития познавательной деятельности;
  • Уровнем речевого развития;

Эмоционально-нравственная готовность к школе включает в себя способность детей устанавливать и поддерживать деловые и личные отношения со взрослыми  и сверстниками, соблюдать нравственные нормы и правила поведения.

Под волевой готовностью к школе понимается умение ребенком регулировать свое поведение, деятельность в достаточно сложных ситуациях, связанных с напряжением.

Рекомендации для родителей

  • Давайте детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что все они услышали и правильно поняли.
  • Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву (или геометрическую фигуру) в предложенном тексте.

Как организован процесс оценки психологической готовности к школе?

 В начале и в конце подготовительной группы проводится психологическая диагностика. В начале года психолог выявляет возможные трудности ребенка на пути готовности к школьному обучению, в конфиденциальном формате на консультации или родительском собрании обсуждает это с родителями, далее, занимаясь с ребенком, помогает ему преодолеть трудности, и в конце года определяет, какие результаты. Только оценив все показатели, психолог делает общий вывод о психологической готовности ребенка, ориентируясь на общевозрастные нормы развития детей седьмого года жизни.

Если выявляется сниженный уровень готовности, это сигнал для психолога ДОУ (позже школы) и родителя более глубоко прояснить причины и создать поддерживающие комплексные условия для первоклашки. При игнорировании этого может быть выше вероятность того, что период приспособления ребенка к школе пройдет с трудностями, в данном случае родителям стоит быть особенно внимательным к ребенку и  при необходимости обратиться к психологу.

После поступления ребенка в школу школьные психологи проводят диагностику адаптации первоклассников к обучению и при выявлении каких-либо проблем информируют родителей и организуют работу с ребенком, готовят рекомендации родителю, педагогу.

В случае, если ребенку рекомендована адаптированная основная образовательная программа, с первых дней нахождения в школе, его сопровождают специалисты: психологи, логопеды, дефектологи (в зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и адаптированной программы).

Адаптация к школе

Адаптация к школе – это переход ребенка к систематическому школьному обучению и привыкание к его школьным условиям. Адаптация первоклассника длится от 2 до 6 месяцев.

На процесс адаптации влияют многие факторы, какие как:

  • состояние здоровья ребёнка; 
  • личностные и интеллектуальные особенности ребенка;
  • уровень подготовленности к школе;
  • объём загруженности и уровень сложности учебного процесса;
  • положительный микроклимат в школьном коллективе;
  • взаимоотношения в семье.

По степени адаптации всех детей можно разделить на 3 группы:

1 группа — дети адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.

2 группа — дети проходят более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: они не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.

3 группа – дети,  адаптация которых связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п.

Признаки успешной адаптации

  • ребенок адекватно воспринимает требования учителя;
  • легко усваивает новый учебный материал;
  • прилежно выполняет задания;
  • положительно относится к школе;
  • проявляет самостоятельность;
  • имеет хороший статус в коллективе

Типичные признаки дезадаптации

  • нарушение аппетита и сна;
  • жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
  • нарушение темпа речи (запинки);
  • астенические состояния (снижение массы тела, бледность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость);
  • снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость);
  • снижение учебной мотивации;
  • снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.

 Как помочь ребенку?

1.Соблюдайте режим дня

Ребенок должен иметь полноценный сон и питание, прогулки, посильную физическую нагрузку, а также отдых и свободное время.

2. Учите ребенка выражать свои чувства

Умение выразить чувства – условие для того, чтобы держать их под контролем.

3. Не требуйте, а предлагайте

Все, что вы хотите – выражайте в форме предложений и сотрудничества. Обсуждайте все с ребенком и предоставляйте ему возможность самому принять окончательное решение.

4. Хвалите ребенка

Основное поощрение для ребенка – похвала. Когда вы хвалите ребенка, обязательно описывайте последствия и результаты, усилия ребенка.

5. Дайте школьнику возможность самому оценить последствия своих поступков

Если ребенок совершил какой-то негативный поступок, постарайтесь дать ребенку возможность самому проанализировать последствия своих действий.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований

Завышенные ожидания родителей являются источником повышенной тревожности и для ребенка и для самих родителей.

8. Спокойствие, только спокойствие!

Ваше терпение и оптимизм, ваше спокойствие и уверенность придадут уверенность в своих силах и вашему первокласснику.

Психологическое консультирование по вопросам развития ребенка в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Телефон (342) 270-01-85.
Сайт https://ЦПМСС.рф
Приём в каждом районе города.

Департамент образования администрации города Перми
г. Пермь, ул. Сибирская, 17
тел: (342) 212-70-50
e-mail: do@gorodperm.ru
Для СМИ
Карта сайта